IV. Словарно-орфографическая работа
— Расшифруйте слова (комедия, микстура),
КИМСДУЯА, МОКЕТИР
— Объясните значения слов. Что общего в словах? Составьте с одним из слов предложение. Запишите слова в словарик.
VI. Работа над темой
1. Проверка индивидуальной работы.
— Какие окончания имеют существительные в данительном падеже? В родительном?
— Сегодня мы пронаблюдаем за особенностями дательного и предложного падежей. Что общего у данных падежей? (Окончание -е)
— Чем отличаются падежи? (Вопросами.)
Далее учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях и на доске:
Падеж | Вопросы | Окончания | Предлоги |
Дательный | кому? чему? | -е | к, по |
Предложный | о ком? о чем | -е | о (об), при, в, на |
Учащиеся делают вывод, называя вопросы данных падежей и окончания.
Последний столбик таблицы дети заполняют после чтения правила на странице 34.
2) Знакомство с выводом на странице 33.
3) Упр. 330, стр. 33.
Дети выполняют работу самостоятельно. Затем работа проверяется по цепочке.— Какие предлоги употреблены с дательным падежом? С предложным падежом?— Прочитайте правило на странице 34 и скажите, какие еще предлоги употребляются с существительными в дательном и предложном падежах?—Закончите заполнение таблицы.
VII. Физкультминутка
VIII. Закрепление изученного
Упр. 333, стр. 35.
IX. Самостоятельная работа
1) Упр. 331, стр. 34.
Вариант I — 1—5 предложения, вариант II — 6—9 предложения.
2) Составьте и запишите предложения.
Вариант I — с существительными в дательном падеже с предлогами.
Дорожка, площадка. Вариант II — с существительными в предложном падеже с предлогами Ветка, роза.
Домашнее задание
Упр. 332, стр.34—35; упр. 335, стр. 36.
Итог урока
Урок 122
Тема урока: Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах.
Цели урока: Развивать навык правописания имен существительных в дательном и предложном падежах как с предлогами, так и без предлогов.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Диктант
Запишите словосочетания, выделите окончания, определите падежи существительных 1-го склонения единственного числа.
Ствол березки, подошел к деревне, ягоды рябины, на зимнем ковре, сделал ошибку, написали о библиотеке, въехал на площадку, постучал по кастрюле, принес лопату, прошел сквозь стену, жил около дороги.
III. Словарно-орфографическая работа
— Расшифруйте слова (компания, копеечка, леечка).
К К 0 0 М П Л ЛЕЕ ЛЕЕ Н Ч Ч И К К Я А А
— Объясните значения слов. Что общего в словах? Какое слово лишнее? Придумайте предложение с одним из слов. Запишите слова в словарик,
IV. Работа над темой
1. Комментированное письмо. Упр. 334, стр. 36
— Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в дательном и предложном падежах? Назовите предлоги дательного падежа. Назовите предлоги предложного падежа.
V. Физкультминутка
VI. Повторение и закрепление изученного
1. Упр. 337, стр. 36. 37.
Вариант I — 1—2-я строчки; вариант II —- 3—4-я строчки.
2. Самостоятельная работа. Упр. 338, стр. 37.
Домашнее задание
Упр. 336, стр. 36; упр. 340, стр. 38.
Итог урока
Урок 123
Тема урока: Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Цели урока: Развивать умение правильно писать окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Проверить умение распознавать данные падежи по существенным признакам.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание .
1) Письмо букв.
— Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
А#>
— Запишите, продолжив закономерность.
л /О Кк> Н/ к> Кюо 2. Письмо по памяти.
Кит фонтанчики пускает, Себе спинку поливает.
— Обозначьте падеж существительного первого склонения. Найдите слово, состав которого соответствует схеме: корень + суффикс + окончание
III. Работа над темой
1. Комментированное письмо. Упр. 341, стр. 38.
2. Самостоятельная работа. Упр. 339, стр. 38. Вариант I — 1—3; вариант II — 4—6.
Задание 1 выполняется самостоятельно.
Задание 2 выполняется устно, затем дети самостоятельно записывают словосочетания по вариантам.
ГУ. Физкультминутка
У. Проверочная работа
Списывание с заданием. Упр. 344, стр. 39.
Домашнее задание Упр. 343, стр. 38.
Итог урока
Урок 124
Тема урока; Сочинение «О чем я мечтаю».
Цели урока: Развивать речь, умение полно и последовательно излагать свои мысли.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
— У каждого человека есть мечта. Мечтать могут и малыши, и взрослые, И я не сомневаюсь, что вы тоже умеете мечтать, и у каждого из вас есть своя мечта. Подумайте, о чем бы вы могли рассказать?
II. Сочинение Ш.Самопроверка
Во время проверки работ дети могут пользоваться орфографическими словарями.
Домашнее задание
Упр. 342, стр. 38-39.
Итог урока
Урок 125
Тема урока: Работа над ошибками. Творительный падеж имен существительных 1-го склонения.
Цели урока: Развивать умение работать над ошибками. Расширить знания учащихся о творительном падеже имен существительных 1-го склонения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение общих результатов работы
III. Анализ сочинений со стороны содержания
Учитель предлагает двум-трем учащимся прочитать свои работы. Дети оценивают их, учитывая:
соответствие теме;
полноту и последовательность изложения;
свое творчество;
стилистическую и орфографическую грамотность
IV. Грамматико-стилистические ошибки и работа над ними
Учитель подбирает отрывки из сочинений, в которых дети допустили ошибки. Ошибки обсуждаются. Учащиеся высказывают свое мнение.
V. Работа над орфографическими ошибками
1. Коллективно-индивидуальная работа.
2. Самостоятельная работа. Спишите, вставив пропущенные буквы.
Теплый дож...ь ворвался (в)лес, Долго топал (по) тр...пинке, (В)частый ел...ничек (про)ле..., (Про)шумел (в) густой осинк....
Е. Трутнева
Определите падеж существительных 1-го склонения.
VI. Физкультминутка
VII. Сообщение темы и целей урока
— Если вы догадаетесь, какое словосочетание лишнее, вы назовете тему урока.
Жил в сторожке, собирал на полянке, скрылся под березкой, шел по тропинке. (Лишнее словосочетание «скрылся под березкой», в этом словосочетании существительное в творительном падеже, все остальные существительные в предложном падеже).
— Докажите, что падеж творительный. О чем же мы будем говорить на уроке?
Дмитриева
VIII. Работа над темой
Работа в группах. Упр. 345, стр. 40.
Класс разбит на группы. Учащиеся выполняют упражнение, каждая группа самостоятельно делает вывод, знакомится с правилом и заполняет таблицу:
Падеж | Вопросы | Окончания | Предлоги |
Творительный | кем? чем? | -ой (-ою), -ей (-ею) | с, за, над, под, перед |
IX. Закрепление изученного
Упр. 347, стр. 41.
Домашнее задание Упр. 346, стр. 41.
Итог урока
Урок 126
Тема урока: Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в творительном падеже.
Цели урока: Закрепить навыки правописания существительных 1-го склонения в творительном падеже.