Финансовые ресурсы организации
Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих, т.е. совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации или иммобилизации.
Финансовые ресурсы предприятия — это его основной и оборотный капитал.
Основной капитал — это часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов.
Оборотный капитал - капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла.
Первичное формирование этих капиталов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал.
Уставный (акционерный) капитал — имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей.
Основной источникформирования финансовых ресурсов— этоприбыль.
Финансовые ресурсы делятся на собственные и привлеченные (кредитные).
Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.
Источникамикредитных ресурсов выступают временно свободные денежные средства предприятий, населения, а в некоторых случаях и государства.
Источники формирования финансовых ресурсов предприятия: прибыль; выручка от реализации выбывшего имущества; амортизация; займы, продажа акций, облигаций; дивиденды, проценты; кредиты.
Финансы предприятия выполняют в основном три функции:
§ распределительную;
Под распределительной функцией финансов организации следует понимать ее участие в процессе распределения доходов.
§ контрольную;
Контрольная функция финансов организации состоит в отслеживании финансового состояния и проверке эффективности ее деятельности.
§ обслуживающую
Функция обслуживания движения доходов организации является второй функцией, раскрывающей содержание финансов предприятия.
Планирование прибыли и порядок ее распределения
Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе планирования прибыли учитываются все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты.
Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета. При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.
Для составления плана прибыли используются и другие методы, например,анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности…
Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия.
Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся на распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.
Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.