Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников
Лишь немногие социальные проекты могут быть реализованы без привлечения материальных и финансовых ресурсов. Даже если деятельность руководителей и участников проекта не оплачивается, материальные и финансовые ресурсы необходимы для организации связи, решения транспортных роблем, приобретения продуктов питания, одежды или иных материальных ценностей. Для организации финансирования крупных социальных проектов необходимы значительные материальные средства, привлекаемые из различных источников: дотации из местных и региональных бюджетов, гранты, выделяемые различными организациями, спонсорские средства для бизнеса и другие.
Сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточно богата формами. Следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность.
Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в социальной сфере, науке, образовании, культуре, нередко далеко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм, связанных с организационной, экономической, прежде всего - финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц.
Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме. Очень часто подобная деятельность удовлетворяет взаимные интересы, в том числе и интересы фирмы, связанные с перспективами ее развития.
Спонсорство(от латинского – ручаюсь, гарантирую) – это деятельность юридических лиц, основанная на соглашении между сторонами – организаторами социального проекта, с одной стороны, и коммерческой компанией - с другой. Вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR – мероприятий, стимулирования сбыта и др. Спонсорство характеризуется исключительно коммерческими интересами.
Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплаты счетов, возвратных или частично возвратных платежей, закупок оборудования, инвентаря, учреждения премий, стипендий, гонораров, призов и т.д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами.
У фирм спонсоров нередко возникает проблема выбора конкретного направления спонсорской деятельности. Практически вся социально - культурная сфера является привлекательной для спонсирования. Вот традиционные направления спонсорской деятельности:
- спорт и физическая культура;
- культура и искусство;
- образование;
- средства массовой информации;
- киноиндустрия;
- издательское дело;
- киноиндустрия;
- наука;
- политика;
- здравоохранение, медицина, экология;
- политика;
- сфера социальной поддержки.
Патронаж– покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Спонсорство на долговременной основе носит характер патронажа. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. В российском законодательстве определен в отношении только дееспособных граждан. Под ним понимается регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья. Патронаж может быть трактован и намного шире как в отношении физических, так и юридических лиц. Особую актуальность патронаж приобретает для некоммерческих видов деятельности в сфере культуры.
Патронаж – это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д.
Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле "членство".
Более распространена в современной России другая форма патронажа - создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм. Их участие в фонде дает им определенные преимущества: не только возможности формирования привлекательного имиджа, но и использования помещений, привлечения артистов для проведения корпоративных мероприятий.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Каковы отличия между патронажем, благотворительностью и спонсорством?
2. Подготовить сообщения об актуальных направлениях спонсорства.
Литература:
5. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 288с., ил.
6. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.
7. Тульчинский Г.Л., Щекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. И доп. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 544с.
8. Щекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие. – Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).