Учет расчетов с поставщиками по товарным операциям


Расчеты между поставщиком и покупателем за товары, услуги, работы производятся в безналичной форме при помощи платежных поручений, требований-поручений, аккредитивов, чеков. Все формы расчетных документов установлены банком и должны содержать следующие сведения: наименование расчетного документа, номер и наименование банка плательщика, наименование ИНН плательщика, номер счета в банке, наименование получателя средств, номер его счета в банке, номер банка-получателя средств, назначение платежа, сумма платежа цифрами и прописью, в том числе НДС, подписи должностных лиц, печать предприятия.

Каждый вид расчетных документов имеет свои особенности.

Платежное поручение - это поручение предприятия банку о перечислении указанной в нем суммы со своего расчетного счета на расчетный счет другого предприятия. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Плательщик передает поручение в банк, который его обслуживает. Поручением оплачиваются товарно-материальные ценности, работы, услуги после их приемки покупателем или в порядке предоплаты.

Платежное требование-поручение - это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку произвести оплату указанной в них суммы на основании расчетных и отгрузочных документов поставщика. Поставщик пересылает требование-поручение покупателю (почтой или через банк) для акцепта. После акцепта (соглашения на оплату) покупатель подписывает платежное поручение, заверяет его печатью и передает в банк, который его обслуживает, для перечисления средств поставщику.

Платежные поручения и платежные требования-поручения банк принимает только при наличии средств на расчетном счете плательщика.

Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за товары, отгруженные покупателю, на условиях, указанных покупателем в заявлении на открытие аккредитива. Аккредитив может быть открыт за счет средств покупателя (Д 55.1 - К 51) или ссуды банка (Д 55.1 - К 66). Аккредитив открывается для расчетов с одним конкретным поставщиком и ограничен сроком использования средств. При неиспользовании или частичном использовании средств аккредитив закрывается перечислением средств на расчетный счет (Д 51 - К 55.1) или банку (Д 66 - К 55.1). При оплате счетов за счет аккредитива банк поставщика проверяет отгрузочные документы, акцептует счета по поручению покупателя и оплачивает их.

Аккредитив является специальным счетом банка. Другим специальным счетом банка являются чековые книжки, учет средств которых осуществляется на субсчете 55.2 "Чековые книжки". Сначала происходит депонирование средств при выдаче чековых книжек. Суммы со счета списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков(на основании выписок). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным, или не предъявленным к оплате, остаются на счете 55.

Таким образом, оплата счетов за товарно-материальные ценности, услуги осуществляется с помощью следующей проводки: Д 60 - К 51, 55.1, 55.2.

Отдельно учитываются переводы в пути (счет 57 "Переводы в пути"). Здесь учитываются денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или другой счет организации, но еще не зачисленные по назначению. Основанием для принятия на учет сумм по 57 счету являются квитанции сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и прочие документы. После зачисления соответствующих сумм на расчетный счет факт получения срдеств записывается проводкой Д 51 - К 57.

52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет

Правовой режим акций регулируется ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

На каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается сертификат. По требованию владельца может выдаваться один сертификат на две и более приобретаемые им эмиссионные ценные бумаги на предъявителя одного выпуска. Настоящее положение не применяется к эмиссионным ценным бумагам на предъявителя с обязательным централизованным хранением.

Общее количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанное во всех выданных эмитентом сертификатах, не должно превышать количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя в данном выпуске.

Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о выпуске именных эмиссионных ценных бумаг может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии. Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг должно содержать следующее:

1) полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;

2) дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

3) наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении эмиссионных ценных бумаг;

4) дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

5) наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

6) вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;

7) права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;

8) условия размещения эмиссионных ценных бумаг;

9) указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

10) указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее;

11) указание, являются эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя;

12) номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации;

13)подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;

14) иные сведения.

К решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в документарной форме прилагается описание или образец сертификата.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров этого хозяйственного общества. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.

Решение о выпуске облигаций, исполнение обязательств эмитента по которым обеспечивается залогом, банковской гарантией или иными способами, должно также содержать сведения о лице, предоставившем обеспечение, и об условиях обеспечения. Состав сведений о лице, предоставляющем обеспечение, определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В этом случае решение о выпуске облигаций должно быть также подписано лицом, предоставляющим такое обеспечение. Облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается одним из указанных способов, предоставляет ее владельцу также права требования к лицу, предоставившему такое обеспечение.

Эмитент не вправе изменить решение о выпуске (эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг на каждом экземпляре решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг делается отметка о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и указывается присвоенный выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг государственный регистрационный номер.

При документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой.

При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой.

Эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг- последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом.

Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.

Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.

Право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю:

1) в случае нахождения ее сертификата у владельца - в момент передачи этого сертификата приобретателю;

2) в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных бумаг и/или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя.

Право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:

1) в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя;

2) в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.

Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Переход прав, закрепленных именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг.

Осуществление прав по предъявительским эмиссионным ценным бумагам производится по предъявлении их владельцем либо его доверенным лицом.

В случае хранения сертификатов документарных эмиссионных ценных бумаг в депозитариях права, закрепленные ценными бумагами, осуществляются на основании предъявленных этими депозитариями сертификатов по поручению, предоставляемому депозитарными договорами владельцев, с приложением списка этих владельцев. Эмитент в этом случае обеспечивает реализацию прав по предъявительским ценным бумагам лица, указанного в этом списке.

Осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным бумагам производится эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведения реестра.

В случае, если данные о новом владельце такой ценной бумаги не были сообщены держателю реестра данного выпуска или номинальному держателю ценной бумаги к моменту закрытия реестра для исполнения обязательств эмитента, составляющих ценную бумагу, исполнение обязательств по отношению к владельцу, зарегистрированному в реестре в момент его закрытия, признается надлежащим.

53. Правовой режим прибыли коммерческой организации

Действующее законодательство широко использует понятия прибыли. Так, в Гражданском кодексе (ст. 2) предпринимательская деятельность характеризуется таким признаком, как систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Указанное словосочетание - критерий для классификации юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК). Термин «прибыль» встречается в других статьях Кодекса (кодифицированного акта частного права).
Нормы о прибыли содержатся в других федеральных законах (законах о хозяйственных обществах, производственных кооперативах, а также иных законах о субъектах предпринимательской деятельности).
Налоговый кодекс, который олицетворяет кодифицированный акт публичного права, также широко представляет правила о прибыли. Причем именно в этом Кодексе содержатся основные понятия о прибыли.
В силу ст. 247 НК объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признаются: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса. Группировка расходов предусмотрена ст. 252-255 НК. Как видно, законодатель употребляет термин «прибыль, полученная налогоплательщиком». Таким образом, ставится знак равенства между понятиями «валовая прибыль» и «налогооблагаемая прибыль».
Итак, прибыль - категория экономическая. Ее экономическая сущность является предметом дискуссии в экономической науке. Не вдаваясь в тонкости экономической теории прибыли, выделим ряд принципиальных вопросов. Надо различать понятия «экономическая выгода», «доход», «прибыль».
Выгода - это родовое понятие, объединяющее и доход, и прибыль. В силу ст. 41 НК доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» настоящего Кодекса.
В словаре русского языка термин «выгода» есть польза, преимущество. Это означает, что используемые термины носят условный характер, хотя бы по причине их близости с точки зрения содержания (например, в этом же словаре польза определятся как выгода).
Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала1. При этом доход предприятия формируется за счет как основной, так и неосновной хозяйственной деятельности. В первом случае речь идет о доходах от обычных видов деятельности, во втором - о прочих доходах (операционные, внереализационные, а также чрезвычайные). Иначе говоря, по своей экономической природе доход предприятия есть выгода в денежной и натуральной (имущественной) форме от любых источников и видов деятельности без вычета произведенных затрат. Здесь можно использовать термин «валовый доход».
Однако главное различие между доходом и прибылью следует искать не только с экономической точки зрения. Термин «доход» олицетворяет увеличение (прирост) денежной и имущественной массы предприятия от экономической деятельности, тогда как понятие «прибыль» характеризует финансовые результаты предприятия при осуществлении предпринимательской деятельности. Нельзя механически применять термин «прибыль» к различным финансовым результатам организаций. Например, адвокаты, нотариусы осуществляют экономическую деятельность, которая не является видом предпринимательства. В результате такой деятельности они получают доход (но не прибыль).
Налоговый кодекс (ст. 38) также разделяет категории «доход» и «прибыль», где перечисляются объекты налогообложения, и среди них - отдельно друг от друга - и прибыль, и доход. Соответственно указанной классификации объектов налогообложения следует, на наш взгляд, устанавливать и дифференцированный режим налогообложения.
В экономической литературе выделяют различные виды прибыли: балансовая прибыль, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, условная прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. Каждый вид прибыли обладает собственным правовым режимом. Причем надо отметить, что отдельные виды прибыли тесно связаны между собой и обусловлены. Так, валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Такая формулировка валовой прибыли содержалась в п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
В Налоговом кодексе словосочетание «валовая прибыль» не используется. В силу ст. 247 НК объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса. Группировка расходов предусмотрена ст. 252-255 НК. Как видно, законодатель употребляет термин «прибыль, полученная налогоплательщиком». Таким образом, ставится знак равенства между понятиями «валовая прибыль» и «налогооблагаемая прибыль».
Равным образом нет в законодательстве легального определения понятия «балансовая прибыль». Раньше оно содержалось в п. 69 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. № 10. В настоящее время действует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. В силу п. 79 Положения бухгалтерская прибыль (убыток) - конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с настоящим Положением. Здесь также наблюдается замена термина «балансовая прибыль» на понятие «бухгалтерская прибыль».
В действующем законодательстве отсутствует нормативное определение чистой прибыли. В ряде случаев законодательство отождествляет понятия «чистая прибыль», «нераспределенная прибыль», «прибыль, остающаяся в распоряжении предприятии», что следует иметь в виду при применении тех или иных нормативных актов в данной сфере.
На наш взгляд, чистая прибыль (нераспределенная прибыль) -это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом (после уплаты налогов), до ее распределения по фондам.

«Жизненный цикл» прибыли можно подразделить на две основные стадии: формирование прибыли и распределение прибыли. В литературе иногда называют и такую стадию, как управление прибылью предприятия. Коротко остановимся на стадиях формирования и распределения прибыли предприятия (на примере акционерного общества).
Понятие «распределение прибыли» в контексте Закона об акционерных обществах (пп. 11 п. 1 ст. 48) можно рассматривать как установление общим собранием акционеров нормативов распределения прибыли (например, нормативов фондов накопления и потребления, фонда дивидендов). Иначе говоря, речь идет о формировании (планировании) прибыли акционерного общества по результатам финансового года.
Вряд ли можно ставить знак равенства между понятиями «распределение прибыли» и «выплата дивидендов», что иногда встречается в литературе. Выплата дивидендов - это одно из денежных средств распределения прибыли акционерным обществом между его акционерами. Но финансовая деятельность акционерного общества не сводится только распределению прибыли между акционерами, имеются и другие фонды, а также и направления распределения чистой прибыли общества.
В силу п. 2 ст. 42 Закона об акционерных обществах дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества.
Чистая прибыль акционерного общества (после уплаты налогов) остается в распоряжении общества и по решению общего собрания акционеров перечисляется в резервы, направляется на формирование иных фондов общества или распределяется между акционерами в виде дивидендов на другие цели. Следовательно, акционерное общество вправе (в соответствии с Законом и уставом) направить средства чистой прибыли преимущественно на выплату дивидендов акционерам общества.
От формирования (в смысле распределения) прибыли общества надо отличать расходование (использование) денежных средств. Поэтому общество в лице совета директоров и генерального директора вправе распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению в пределах утвержденных общим собранием акционеров нормативов распределения прибыли. Можно лишь мысленно представить ситуации (что было бы с акционерным обществом), когда любое расходование денежных средств должно осуществляться по решению общего собрания акционеров. Хотя при этом обнаруживается риск негативных имущественных потерь для акционерного общества.
Что касается термина «распределение убытков», то в литературе и на практике его использование вызывает трудности и неадекватную реакцию со стороны ученых и практических работников. Так, по мнению некоторых ученых, в нормах Гражданского кодекса (абз. 2 п. 2 ст. 52, пп. 4 п. 1 ст. 103) и Закона об акционерных обществах отсутствует какой-либо здравый смысл в применении данного термина1. Едва ли можно согласиться с таким мнением. Конечно, если буквально подходить к раскрытию содержания понятия «распределение убытков», то можно прийти к абсурдному выводу, а именно, как и каким образом распределить убытки акционерного общества.
На наш взгляд, термин «распределение убытков» означает определение порядка покрытия (возмещения) убытков, могущих возникнуть в ходе производственно-хозяйственной деятельности общества. В действующем законодательстве также встречаются аналогичные правила.
На общем собрании акционеров утверждаются не только годовая бухгалтерская отчетность, но и просто годовой отчет, а также распределение прибыли и убытков. В Гражданском кодексе, Законе об акционерных обществах прямо не закреплено, какие данные должны содержаться в документах, утверждаемых общим собранием акционеров в части распределения прибыли и убытков общества по результатам финансового года.

54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и

оперативного управления унитарным предприятием

В соответствии со ст. 294 ГК

право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на "паи" или "доли" его работников или "трудового коллектива". Это обстоятельство подчеркивает и термин "унитарное", т. е. единое (единый имущественный комплекс).

Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества, по крайней мере, правомочия владения и пользования (а в определенной мере и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится "распределенным" государственным или муниципальным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо.

В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредитель сохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе:

во-первых, создать предприятие-несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т. е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);

во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);

в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);

в-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.

Конкретный порядок осуществления этих прав должен предусматриваться специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Вместе с тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника-учредителя. Осуществление принадлежащих ему правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами (т. е. указами Президента и постановлениями федерального Правительства). Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК теперь прямо изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом). Продажа, сдача в аренду или в залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника не допускаются.

Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения. Закон, однако, не предусматривает и возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации). Подобные ограничения во всяком случае не могут устанавливаться ведомственными нормативными актами.

Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (в чем также проявляется его вещ-но-правовая природа). При переходе права собственности на соответствующий имущественный комплекс к частному собственнику речь должна идти о приватизации этого имущества, при которой предприятие-несобственник обычно преобразуется в акционерное общество, что, в свою очередь, исключает сохранение права хозяйственного ведения.

3. Право оперативного управления

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК

право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.

Столь "узкий" характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов.

С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения (или казенного предприятия) распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по долгам созданных им учреждений (или казенных предприятий), считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).

В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

4. Право оперативного управления казенного предприятия

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом по общему правилу лишь с предварительного согласия собственника (Российской Федерации в лице Минком-имущества), что свидетельствует о его весьма ограниченных возможностях самостоятельного участия в гражданском обороте. Оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без его специального согласия, если только речь не идет о производимой им (готовой) продукции (п. 1 ст. 297 ГК). В отношении последней закон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предприятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами.

Собственник устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием (п. 2 ст. 297 ГК), что отличает его возможности от аналогичных возможностей по отношению к обычному унитарному предприятию, где он лишь "вправе получить часть прибыли" от использования унитарным предприятием его имущества.

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются производственными предприятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов Российская Федерация несет по их долгам дополнительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий - субъектов права хозяйственного ведения (п. 5 ст. 115 ГК).

5. Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения

Учреждение в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением (а также о сделках дарения вещей, совершаемых с согласия собственника имущества в соответствии с п. 1 ст. 576 ГК). Таким образом, учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Кредиторы учреждений могут требовать обращения взыскания не на все имущество этих юридических лиц, а только на находящиеся в их распоряжении денежные средства. При недостаточности последних для погашения обязательств к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учредитель. Таким образом, можно говорить о том, что имущество учреждений, за исключением имеющихся у них денежных средств, забронировано от взыскания кредиторов. Это ограничение имущественной базы ответственности учреждений является прямым следствием весьма ограниченного характера предоставленных им как некоммерческим организациям прав участия в имущественном обороте.

6. Право учреждения на самостоятельное распоряжение полученными доходами

Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им "приносящей доходы" (т. е. предпринимательской) деятельности в соответствии с учредительными документами, т. е. с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывают<

Наши рекомендации