Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 2. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками

2. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками

3.Учёт расчётов по налогам и сборам

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

5. Учёт расчётов с учредителями

6. Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами

7. Учёт расчётов с подотчётными лицами

Учет кредитов и займов

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г № 146:ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.).

3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №*120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

4. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 2002 г., 28 мая, 6 июня 2003 г.).

5. Федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 31 декабря 2002 г., 7 июля 2003 г.).

6. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

7. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г., 7 июля 2003 г.).

9. Указ Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 апреля 1996 г.).

10. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1998 г. № 1380 «О мерах по урегулированию взаимной просроченной задолженности».

11. Постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров выполнение работ или оказание услуг» (с изм. и доп. от 20 февраля 2002 г.).

12. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1094 «Об формлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» (с изм. и доп. от 27 декабря 1995 г.).

13. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

14. Постановление СМ РФ от 1 декабря 1993 г. № 1261 «О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств» (с изм. и доп. от 21 марта 1998 г.).

15. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

16. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

17. Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

18. Инструкция Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с изм. и доп. от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г., 15 ноября 2000 г., 20 августа 2001 г., 18 января 2002 г., 21 апреля 2003 г.).

19. Изменения и дополнения № 1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 12 июля 1995 г.

20.Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 г. № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (с изм. и доп. от 16 июля 1996 г.).

21.Письмо Минфина РФ от 30 октября 1992 г. № 16-05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе».

22.Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов, бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.).

23. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г. 24 марта 200 г.).

24.Письмо Минфина РФ от 14 июля 2003 г. № 16-00-14/219 «О бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль».

25. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 2. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками - student2.ru Письмо Минфина РФ от 12 мая 1992 г. № 30 «О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадежностями в поездах».

26.Постановление Минтруда РФ от 29 июня 1994 г. № 51 «О нормах и порядкевозмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и
учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 июня 1995 г.).

 

27. Письмо Минфина РФ от 16 декабря 1993 г. № 11-02/49 «0 размерах и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств» (с изм. и доп. от-29 марта 1996 г.).

28. Письмо Минтруда РФ и Минфина РФ от 17 мая 1996 г. № 1037 «О порядке выплаты суточных работникам, направляемым в краткосрочные командировки за границу».

29. Положение ЦБР от 25 июня 1997 г. № 62 «О порядке покупки и выдачииностранной валюты для оплаты командировочных расходов» (с изм. и доп.от 20 августа 2002 г.).

30. Письмо Госналогслужбы РФ от 7 декабря 1998 г. № ШC-6-01-865 «О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам».

31.Письмо МНС РФ от 2 марта 1999 г. № ВГ-6-18/151 «О поряке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских органзиаций налогов и сборов в связи с введением Налогового кодекса РФ».

32. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

33. Указание ЦБР от 14 ноября 2001 г № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».

34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и гатрет по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н).

35. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999г., 30 марта 2001 г.).

36. Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи. ПБУ 13/2000.

37. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 (утверждено Приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. №66н).

38. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г.).

39. Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 97н «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.

40. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утверждено приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н).

1.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используются журналы-ордера № 6, № 6/1. При ведении этих регистров необходимо учитывать следующее:

1. Записи в регистры учета ведутся позиционным способом по каждому поставщику и подрядчику на основании документов – счетов-фактур, расчетных документов и др.

2. Все расчеты за отгруженные поставщиками товарно-материальные ценности и за принятые от подрядчиков работы (услуги) отражаются на счёте № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», по кредиту этого счета. Суммы оплаты (выписки банка) счетов-фактур за отгруженные товарно-материальные ценности отражаются по дебету счёта № 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

1. В течение месяца записи в журнал-ордер №6 по счетам- фактурам или заменяющим их документам, относящимся к поставкам материальных ценностей, в части покупной стоимости этих ценностей и сумм, причитающихся поставщикам, производятся по мере поступления ценностей на склады предприятия. Если на предприятии не применяется счёт №15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то счета-фактуры предварительно регистрируются в журнале (ведомости) регистрации расчётных документов с указанием основных показателей, предусмотренных в журнале-ордере №6.

После акцепта счетов-фактур в журнале-ордере № 6 производятся следующие записи: суммы, принятые к платежу, отражаются в обособленных графах журнала-ордера по слагаемым, определяющим покупную стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей; отдельно записывается сумма зачётов и общая сумма, принятая к оплате. Если при приёмке материальных ценностей обнаруживается недостача, то наряду с покупной стоимостью фактически поступивших ценностей показывается отдельно сумма выявленных недостач. Кроме того, в журнале-ордере № 6 в отдельных графах могут отражаться суммы претензий по сортности, комплектации и т.п., выявленные при приёмке или установленные при проверке счетов-фактур, а также грузы в пути. Если на предприятии применяется счёт 15, то эта информация отражается по дебету этого счёта. Таким образом, в журнале-ордере № 6 определяется фактическая стоимость материальных ценностей, принятых к оплате. Излишки, выявленные при приемке ценностей, отражаются как неотфактурованные поставки. Слагаемые, составляющие покупную стоимость материальных ценностей, отражаются в журнале-ордере № 6 по синтетическим счетам, а в необходимых случаях - по группам материалов внутри каждого синтетического счёта без разбивки по складам. Суммы недостач и претензий отражаются в корреспонденции со счётом 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Стоимость поступивших материальных ценностей отражается в журнале-ордере № 6 по учетным ценам.

4. Неотфактурованные материальные ценности, поступившие в отчётном месяце (по которым счета-фактуры поставщиков не предъявлены к оплате), отражаются в журнале-ордере № 6 раздельно по каждой поставке. Отметим что, вместо номера счёта-фактуры в графе того же названия ставится буква «Н» (неотфактурованные), по каждой поставке приводится стоимость поступивших материальных ценностей по учётным ценам, а вместо покупной стоимости (в графах, предназначенных для записи сумм по счетам-фактурам или другим документам) отражается учётная стоимость, но в разбивке по синтетическим счетам или группам товарно-материальных ценностей. При этом в графе «Принято к оплате (акцепту) по счетам-фактурам или суммы за неотфактурованные поставки» итог показывается с буквой «Н» в числителе. При поступлении счетов-фактур за материальные ценности, отражённые в учёте как неотфактурованные поставки, ранее записанная сумма условной стоимости этих ценностей сторнируется, а на основе полученных счетов-фактур производятся записи в общем порядке. Сторнируемые суммы и суммы по поступившим счетам-фактурам отражаются обособленно, в первых двух очередных свободных строках журнала-ордера № 6. Одновременно в строке, в которой материальные ценности были отражены как неотфактурованные, в графе «Отметка об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам» указывается номер строки, на которой произведена сторнировочная запись.

5. Оплата счетов-фактур на поставку материальных ценностей, расчёты за которые произведены до прибытия груза, подлежат отражению в журнале-ордере № 6 (по отдельной строке) независимо от времени последующего поступления материальных ценностей по данному счёту. Предварительно должна быть записана в отдельной графе сумма, принятая к акцепту. Одновременно эта же сумма показывается в отдельной графе, как за неприбывший груз. Если товарно-материальные ценности, указанные ранее как ценности в пути, поступили в том же отчётном месяце, в котором произошла оплата, их стоимость отражается в обычном порядке, установленном для учёта материальных ценностей, поступивших до их оплаты, по той же строке, по которой ранее была отражена оплата. Одновременно в графе «За неприбывший груз» над ранее приведённой суммой записывается красными чернилами сторнируемая сумма (стоимость поступившего груза, сумма недостачи, претензии и т.п.). Сумма по графе «Сумма акцепта по счетам-фактурам...» должна равняться сумме данных, отражённых в предшествующих графах, с учётом отсторнированных сумм. В конце каждого месяца итог по графе «Сальдо на начало месяца за неприбывший груз» приводится по счетам, предназначенным для учёта материальных ценностей, обычными или сторнировочными записями в зависимости от того, какой итог выявляется по указанной графе. При подсчёте итогов в журнале-ордере № 6 соответствующих дебетовых оборотов по счетам 10, 15, 41 и др. в корреспонденции с кредитом счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» обороты по кредиту счёта 60 будут включать и суммы за материальные ценности, оставшиеся в пути на конец месяца.

6. Предоплата счетов-фактур носит упрощённый характер при отражении их в журнале-ордере № 6. В течение месяца по данным счетов-фактур (оплаченных в отчётном месяце как за неприбывший груз) записывается только сумма, принятая к акцепту и оплаченная. Отметка в графе «За неприбывший груз» не производится. Такая отметка делается в конце месяца лишь по тем счетам-фактурам, по которым груз к тому времени не прибыл. После расшифровки итога графы «Сальдо на начало месяца» за неприбывший груз по соответствующим счетам, предназначенным для учёта материальных ценностей, частные итоги, а также итоговая сумма по графе «Сумма акцепта по счетам-фактурам...» в части счетов-фактур, по которым груз к концу месяца не прибыл, переносятся в журнал-ордер, открываемый для следующего месяца. В последнем указанные выше итоги записываются красными чернилами на одной строке как сторно отчётного месяца за товарно-материальные ценности, оставшиеся в пути на конец прошлого месяца. Одновременно в журнале-ордере № 6 показывается в виде справки сальдо на начало месяца по товарно-материальным ценностям в пути в отдельных графах по каждой поставке, причём сумма акцепта и стоимость груза, оставшегося в пути на начало месяца, не показываются, т.к. все данные по ценностям в пути от прошлого месяца отсторнированы. Дальнейшее поступление груза, числившегося в прошлом месяце в пути, отражается в общем порядке с отражением суммы, принятой к платежу, как поступление до оплаты счетов-фактур по тем же строкам, где введено сальдо.

7. По акцептованным в отчётном месяце счетам-фактурам, груз по которым полностью не прибыл и оплата которых не производилась, записи в журнале-ордере № 6 делаются в конце месяца одной строкой, причём суммы по этим счетам-фактурам показываются в графах «За неприбывший груз» и «Принято к платежу (акцепту)». В журнале-ордере следующего месяца указанные суммы отражаются в графе «Сальдо на начало месяца за неприбывший груз» отдельно по каждому счёту-фактуре. Поступление такого груза и его оплата показываются в журнале-ордере в общем порядке.

8. Для обобщения записей по всем видам расчётов в конце месяца в журнале-ордере № 6 на последней его странице приводятся обобщённые данные о состоянии расчётов с поставщиками и подрядчиками. Выявленные итоги в журнале-ордере № 6 должны быть увязаны с соответствующими данными по синтетическим счетам. К примеру, итог по графе «Принято к оплате (акцепту) по счетам-фактурам или суммы за неотфактурованные поставки» должен равняться итогам сумм, отнесённым в дебет соответствующих счетов, плюс сумма за неприбывший груз на конец месяца. Итоги сумм оплаты и списаний за текущий месяц плюс суммы, оставшиеся неоплаченными и несписанными или без отметок о сторно в части неотфактурованных поставок, должны равняться итогу по графе «Сумма акцепта по счетам-фактурам» плюс задолженность поставщикам и подрядчикам на начало месяца. В журнале-ордере № 6 приводится «Расшифровка сальдо счёта 60 на конец месяца».

Журнал-ордер № 6/1ведётся по кредиту счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (применяется при одном из вариантов учёта товарно-материальных ценностей). По дебету счёта 15 отражается покупная стоимость материалов, по которым поступили на предприятие расчётные документы. Обороты по кредиту счёта 15 в корреспонденции с дебетом счетов 10, и др. отражаются в журнале-ордере № 6/1 в соответствующих графах. В этом журнале-ордере находит отражение учёт отклонений фактической себестоимости приобретённых материалов от их стоимости по учётным ценам с применением счёта 16 «Отклонение от стоимости материальных ценностей».

2. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками

Для учета расчётов с покупателями и заказчиками применяется активный счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

Счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами 50, 51, 52 и других счетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные и т.п.), начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам, при необходимости в процессе формирования данных о состоянии расчетов с заказчиками применяют счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». По окончании всей работы в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в дебет счета 62. Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62, погашается за счет ранее полученных авансов и сумм, полученных от заказчиков в окончательный расчет в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.

К счету 62 могут открываться субсчета:

«Расчеты в порядке инкассо», «Расчеты плановыми платежами», «Векселя полученные» и др.

На субсчёте 62/1 учитывают расчёты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате платёжным документам за отгруженную продукцию.

На субсчёте 62/2 учитывают расчёты длительных хозяйственных связей .

На субсчёте 62/3 отражаются расчёты, обеспеченные полученными векселями.

На сумму оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику делает записи на счетах:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 1

К-т 90 «Продажи»

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее:

Д-т 50, 51 и др.

К-т 62-1

При продаже амортизируемого имущества – основных средств, нематериальных активов и другого имущества по ценам продажи - составляется запись:

Д-т 62

К-т 91 «Прочие доходы и расходы»

Поступление платежей за проданное имущество отражают:

Д-т 50, 51, 52, 55

К-т 62

Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются:

Д-т 50, 51, 52, 55

К-т 62

Положительная курсовая разница учитывается:

Д-т 62

К-т 91

Отрицательная курсовая разница учитывается:

Д-т 91

К-т 62

Не востребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается:

Д-т 63 «Резервы по сомнительным долгам» или

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 62

Аналитический учёт по счёту 62 ведут в разрезе предъявленных покупателям или заказчикам счетов. Аналитический учёт должен давать сведения о задолженности по векселям, срок поступления денежных средств, по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтённым) в банках; векселям, денежные средства по которым, не поступили в срок.

3. Учёт расчётов по налогам и сборам

На счете68 «Расчеты по налогам и сборам» с субсчетами по видам налогов и сборов отражаются обязательства субъекта по уплате налогов и сборов. В НК РФ дано определение налога и сбора:

- под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

- под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные формы первичной документации, которыми оформляется возникновение обязательств (субъекта учета) по уплате налогов, в бухгалтерском учете отсутствуют. В зависимости от вида налога могут применяться различные формы первичной документации: расчетно-платежные документы, накладные, счета-фактуры и т.п.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции должны оформляться в организациях первичными документами, то возникновение обязательств по уплате налогов или сборов целесообразно проводить на основании бухгалтерской справки-расчетов, подписанной уполномоченным на то бухгалтером.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам применяется также счёт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и нормативными актами.

Кредитуется счёт 68 на суммы, причитающиеся к взносу в бюджет:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму налога на прибыль.

Д-т 70 « Расчёты с персоналом по оплате труда»

К-т 68 «Расчёты по налогам и сборам» - на сумму удержанного налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Для отражения в учете операций, связанных с НДС, применяются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

По дебету счета 19 (по субсчетам) предприятия отражают суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60,76 и др.

По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам сумма НДС, учтенная на дебете счета 19, списывается с этого счета:

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» – при производственном использовании

К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Платежи по транспортному налогу включаются плательщиком в состав себестоимости продукции, работ, услуг. Начисление налога отражается:

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»

Д-т 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет.

На сумму перечисленной задолженности в бюджет составляется бухгалтерская запись:

Д-т 68 « Расчёты по налогам и сборам»

К-т 51 « Расчётные счёта» и др.

Практика показывает, что аналитический учет объектов, отраженных на счете 68, ведется по видам налогов и сборов.

4. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

Для обобщения информации видов расчётов с персоналом предприятия, кроме расчётов по оплате труда, расчётов с подотчётными лицами и депонентами, предназначен активно-пассивный счёт 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям».

К счёту 73 открываются субсчета:

73-1 «Расчёты за товары, проданные в кредит»,

73-2 «Расчёты по предоставленным займам»,

73-3 «Расчёты по возмещению материального ущерба».

На субсчёте 73-1 учитываются расчёты с работниками предприятия за товары, проданные им в кредит.

При отражении на счетах бухгалтерского учета расчетов с торговой организацией за товары, купленных работником в кредит, возможны два варианта бухгалтерских записей:

- при перечислении сумм, удерживаемых из заработной платы работника, непосредственно торговой организации – с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

- при возмещении торговой организации предоставленного кредита – с применением счета 73, субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит».

На счетах бухгалтерского учета операции по получению и погашению кредита за товар отражаются следующим порядком:

Д-т 73, субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – оформление кредита работнику.

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 73, субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит» - удержано из заработной платы в погашение кредита.

При перечислении удержанных сумм в погашение кредита банка составляется запись на счетах:

Д-т 66 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Д-т 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

К-т 51 «Расчётные счета».

Предприятия, не пользующиеся кредитами банка для погашения задолженности своих работников за приобретённые ими товары в кредит, на основании выданных этими работниками поручений-обязательств удерживают из заработной платы сумму очередных платежей. При этом составляется проводка:

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»

К-т 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисления удержанных сумм торговой организации отражают на счетах:

Д-т 76 “Расчёты с разными дебиторами и кредиторами”

К-т 51 “Расчётные счета”.

На 73, субсчет «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчёты с персоналом предприятия по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.).

На сумму предоставленного работнику займа, в соответствии с договором, составляется проводка:

Д-т 73, субсчет «Расчёты по предоставленным займам»

К-т 50 «Касса»,

К-т 51 «Расчётные счета» и др.

По кредиту счета 73, субсчета «Расчеты по предоставленным займам», отражается сумма платежей, поступившая от работника-заемщика в погашение займа, в корреспонденции со счетом 70 –при возврате займа путем удержания из заработной платы, или счетами 50, 51 – при возврате наличными.

На счете 73, субсчета «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчёты по возмещению материального ущерба, причинённого работником предприятию в результате недостач и хищения денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Списание недостач и хищений за счет виновных лиц может быть произведено в случаях:

-если граждане признаны виновными по решению суда;

-если граждане являются виновными в силу принятия на себя полной материальной ответственности;

-в других случаях, когда работники в соответствии с законодательством могут быть привлечены к полной или ограниченной материальной ответственности.

При хищении, недостаче, умышленной порче (уничтожении) размер причиненного ущерба определяют исходя из рыночных цен.

В бухгалтерском учете организации по учету удержаний за причиненный материальный ущерб (недостачу материальных ценностей) делаются записи:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - списывается НДС от покупной стоимости недостающих материальных ценностей.

Д-т 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т 94 – отнесена недостача по фактической себестоимости материальных ценностей и сумма НДС на виновное лицо – работника предприятия.

Д-т 50

К-т 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» – удержана сумма недостачи из сумм оплаты труда виновного лица.

Если с виновных лиц взыскивается стоимость недостающих или похищенных ценностей по ценам, превышающим их балансовую стоимость (себестоимость), то разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73, и их стоимостью, отраженной на счете 94, относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается:

Д-т 98 «Доходы будущих периодов»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Если отражаются недостачи ценностей, выявленные в текущем году, но относящиеся к прошлым периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения судебных органов о взыскании с виновных лиц:

Д-т 94

К-т 98.

Одновременно на эти суммы:

Д-т 73, субсчет «расчеты по возмещению материального ущерба»,

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По мере погашения задолженности составляется проводка:

Д-т 98 «Доходы будущих периодов»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Регистром учёта по счету 73 является журнал-ордер № 8.

5. Учёт расчётов с учредителями

Для учёта расчётов с учредителями предприятия, по вкладам в уставный капитал предприятия, по выплате доходов и т.п. применяется счёт 75 «Расчёты с учредителями».

К счёту 75 открываются субсчета:

75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал»,

75-2 «Расчёты по выплате доходов».

На субсчёте 75-1 учитываются расчёты с учредителями предприятия по вкладам в его уставный капитал.

При создании акционерного общества на сумму уставного капитала, отражённого в учредительных документах, составляется проводка:

Д-т 75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

К-т 80 «Уставный капитал».

При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей производятся записи на счетах:

Д-т 50 «Касса»,

Д-т 51 «Расчётные счёта»,

Д-т 52 «Валютные счёта»,

К-т 75-1«Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

При предоставлении материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) в собственность предприятия составляются бухгалтерские записи на счетах:

Д-т 07 «Оборудование к установке»

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Д-т 10 «Материалы» и другие производственные запасы

К-т75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Принятие к учету объектов нематериальных активов, поступивших в качестве взносов в уставный (складочный) капитал, первоначально отражается:

Д-т 08«Вложения во внеоборотные активы»

К-т субсчёта 75-1«Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

При оприходовании поступивших в организацию объектов нематериальных активов производится запись:

Д-т 04 «Нематериальные активы»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Унитарные предприятия применяют к счету 75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнения его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия имеют субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». В соответствии со статьей 113 ГК РФ «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия».

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При создании унитарного предприятия сумма уставного капитала, указанная в его уставе, отражается:

Д-т счета 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

К-т 80 «Уставный капитал».

При фактическом получении унитарным предприятием имущества и денежных средств от государственного или муниципального органа в качестве взноса в уставный капитал производятся записи:

Д-т 01,04, 5, 10, 51 и т.п.

К-т 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу».

Изъятие государственным или муниципальным органом имущества унитарного предприятия, ранее переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо денежных средств отражается по дебету счета 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу», в корреспонденции с кредитом счетов соответствующих активов.

На субсчёте 75-2 «Расчёты по выплате доходов» учитываются расчёты с учредителями предприятия по выплате им доходов по итогам деятельности организации.

Начисление доходов от участия в товариществе или обществе отражается:

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов».

Начисление и выплата доходов работникам предприятия, входящим в число его учредителей, отражается проводками:

Д-т 75-2 «Расчёты по выплате доходов»

К-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»

К-т 50 «Касса».

При отсутствии или недостаточности прибыли для выплаты доходов, но при наличии обязательств, предусмотренных законодательством или учредительными документами по выплате доходов за счёт резервного фонда, начисления доходов отражаются проводкой:

Д-т 82 «Резервный капитал»

К-т субсчёта 75-2 «Расчёты по выплате доходов».

Выплата начисленных сумм доходов отражается записью на счетах:

Д-т субсчёта 75-2 «Расчёты по выплате доходов»

К-т 51 «Расчётные счёта» или

К-т 52 «Валютные счёта».

При выплате доходов продукцией (работами, услугами) в бухгалтерском учёте производятся записи:

Д-т 75-2 «Расчёты по выплате доходов» или

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»

К-т 90 « Продажи».

При начислении дивидендов с юридических и физических лиц удерживают налог. Начисленная сумма налога отражается на счетах:

Д-т 75-2 «Расчёты по выплате доходов» или

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»

К-т 68 «Расчёты по налогам и сборам».

Аналитический учёт по счёту 75 ведут по каждому учредителю, кроме учёта расчётов с акционерами-собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

Регистром учёта счета 75 является журнал-ордер № 8.

6. Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Расчёты с разными дебиторами и кредиторами возникают по различным причинам.Учёт этих расчётов ведется на активно-пассивном счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Этот счёт предназначен для обобщения информации о расчётах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми ранее; с организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т.п.); с транспортными (железнодорожными и водными) организациями за услуги; по депонированным суммам заработной платы, премий и других аналогичных выплат; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу различных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и т.д.

Особенность счёта 76 состоит в том, что на нём всегда показывают развёрнутое сальдо (по дебету и кредиту счёта в Главной книге и при составлении баланса).

В развитие счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» открывают субсчета:

76.1 - «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

76.2 -«Расчеты по претензиям»

76.3 -«Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам»

76.4-«Расчеты по депонированным суммам».

Субсчёт 76-1 предназначен: для отражения сумм удержаний из заработной платы работников по исполнительным документам, в пользу различных юридических и физических лиц; для удержаний по личным заявлениям работников:

Д-т 70, К-т субсчёта 76-1 для отражения сумм выдачи денег из кассы.

Д-т субсчёта 76-1, К-т 50 для перечислений с расчётного счёта.

Д-т субсчёта 76-1, К-т 51 в погашение долга по произведённым удержаниям.

На субсчёте 76-2 учитывают депонированную оплату труда работников Д-т 70, К-т субсчёта 76-2.

Выплата депонированной заработной платы Д-т субсчёта 76-2, К-т 50,51.

Невостребованную в течение срока исковой давности (3 года) депонированную заработную плату зачисляют в состав внереализационных доходов предприятия Д-т субсчёта 76-2, К-т субсчёта 80-3.

На субсчёте 76-3 учитывают суммы расчётов за услуги в порядке предварительной оплаты и по некоммерческим операциям. К ним, например, относятся начисленные платежи по текущей аренде основных средств Д-т 31, К-т 76-3.

За вневедомственную и пожарную охрану органам МВД

Д-т 26, К-т субсчёта 76-3 и др.

Субсчета 76-1, 76-2 являются активными; субсчёт 76-3 - пассивный.

Аналитический учёт по счёту 76 ведётся в ведомости № 7, открываемой на каждый субсчёт.

Кредитовые обороты в разрезе корреспондирующих счетов из ведомости № 7 записывают в журнал-ордер № 8 по кредиту счёта 76 (по субсчетам).

7. Учёт расчётов с подотчётными лицами

Подотчётными лицами называют работников организации, получивших денежные авансы на хозяйственные расходы и на затраты по командировкам. Порядок выдачи денег под отчёт, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, регламентированы Правилами ведения кассовых операций, утвержденными Банком России от 22.09.93 г. № 40 (с изменениями и доплнениями). При направлении работников в командировку предусмотрены нормы возмещения расходов по найму жилого помещения и норма расхода суточных при командировках. Расходы на оплату проезда к месту командировки и обратно, оплата найма жилого помещения оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, в соответствии с ограничениями на использование отдельных видов транспорта. Организации могут производить дополнительные выплаты по командировкам сверх установленных норм и относить их на себестоимость продукции на основании коллективного договора или других нормативных актов организации. Для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в установленных пределах.

Подотчетные лица обязаны, не позднее трёх рабочих дней по истечении срока, на который выданы наличные деньги, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчёт, внести остаток подотчётной суммы в кассу предприятия или же получить из неё сумму возникшего перерасхода.

Подотчётным лицам разрешается расходовать денежные авансы только на те цели, на которые они выданы. Новый аванс подотчётному лицу выдают только после полного расчёта по предыдущему авансу. В бухгалтерии проверяют авансовые отчеты и устанавливают направления списания расходов, после чего их утверждает руководитель.

Подотчётные суммы учитывают на синтетическом счёте 71 «Расчёты с подотчётными лицами». Регистром для учёта операций с подотчётными лицами служит журнал-ордер №7. Это комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учёт с линейной формой записи. Каждой выданной под отчёт сумме отводится в этом регистре одна строка (линейка), на которой по мере предоставления авансового отчёта отражается сдача в кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода.

Выдача денег в подотчет оформляется записью на счетах:

Д-т 71 К-т 50.

Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, оформляются записями:

Д-т 10, 26 и др. К-т 10.

Остаток неиспользованного аванса:

Д-т 50 К-т 71.

Невозвращенные подотчетными лицами суммы авансов списывают:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т 71.

Основанием для заполнения журнала-ордера № 7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчёт, авансовые отчёты - на израсходованные суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в полученных, израсходованных суммах.

Учет кредитов и займов

Важным источником заемных средств является банковский кредит (ссуда). Кредиты предоставляются предприятиям, имеющим собственные оборотные средства и самостоятельный баланс. Кредитные взаимоотношения предприятие-банк строятся на добровольной основе, обоюдной заинтересованности партнеров и посредством кредитных договоров.

До заключения договора банк тщательно анализирует платежеспособность предприятия, его способность своевременно возвратить кредит и уплатить проценты.

Известно, что кредиты бывают краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок не более года, служат источником формирования оборотных активов предприятия, а именно на закупку сырья и других материальных ценностей.

Долгосрочные кредиты выдаются на срок более года, служат источником приобретения внеоборотных активов предприятия - на приобретение основных средств и осуществление долгосрочных инвестиций.

Аналитический учет банковских кредитов ведется по видам кредитов, банкам, предоставившим их, и отдельно по кредитам, не погашенным в срок.

Синтетический учет кредитов банков ведется на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в журнале-ордере № 4.

Предприятия получают банковский кредит под проценты, подразделяющиеся на обычные, уплачиваемые в пределах срока, на который выдан кредит, и повышенные, уплачиваемые предприятием за нарушение срока возврата ссуды.

Для предприятий большое значение имеют целевое назначение кредита банка и размер уплачиваемых процентов, так как от этого зависит, куда они будут списаны: на капитальные вложения, на издержки производства, на финансовые результаты, либо за счет чистой, нераспределенной прибыли.

Начисление процентов по кредитам банков в пределах ставок, установленных ЦБ РФ, включается в себестоимость продукции. Начисление процентов сверх ставок ЦБ РФ, увеличенных на три пункта, по отсроченным и просроченным ссудам, по кредитам на восполнение недостатка оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Кроме вышеназванных кредитов применяются ссуды банков для рабочих и служащих, учет которых ведется на счете 93 «Кредиты банков для работников».

Синтетический и аналитический учет ссуд банков для работников предприятия ведется на основании выписок банка из ссудных счетов и справок бухгалтерии об удержании по погашению ссуд, аналитический учет - по видам кредитов, банкам, предоставившим их, и отдельным кредитам. Ежеквартально предприятия выверяют взаимные расчеты по кредитам банков для работников.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по кредитам банка:

Наши рекомендации