Выбор темы и ее изучение. Утверждение темы

Общие положения

Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование по проблемам теории и практики конституционного права России. Выполнение курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры «Государственно-правовые дисциплины». Научный руководитель помогает студенту уяснить цели и задачи исследования, рекомендует литературу для изучения, дает указания к организации и проведению исследования, осуществляет контроль за выполнением работы.

Написание курсовой работы преследует следующие цели:

· формирование у студента навыков научно-исследовательской работы, повышение уровня его теоретической подготовки;

· развитие навыков самостоятельной работы;

· более глубокое усвоение соответствующих разделов учебной дисциплины;

· приобретение навыков работы с законодательными актами, научной и учебной литературой;

· развитие способностей логично, последовательно излагать собственную позицию и грамотно составлять научный текст.

Задачи студента при написании курсовой работы:

· отразить актуальность выбранной темы;

· применить действующее законодательство по данной проблеме;

· учесть судебную практику, в том числе решения Конституционного Суда РФ по вопросам тематики курсовой работы;

· всесторонне и полно раскрыть избранную тему с учетом разных точек зрения;

· соблюдать требования к оформлению курсовой работы.

Процесс написания курсовой работы способствует развитию у студентов самостоятельного научного и профессионального подхода к современным проблемам конституционного права, пониманию сложностей и противоречий реализации правовых норм в современных условиях.

Студент должен продемонстрировать умения анализировать теоретический и практический материал, на его основе делать обобщения и выводы.

Написание курсовой работы позволяет в определенной мере осуществить контроль за процессом профессионального роста студента, способствует более осмысленному пониманию предмета и метода курса.

Выполнение курсовой требует знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации, изложения личной самостоятельное позиции и отношение к данной проблеме, прилежания и профессионализма. В ходе научной работы студент может использовать ряд научных методов, выбор которых зависит от поставленной цели и задач.

Процесс написания курсовой работы состоит из нескольких этапов, график выполнения которых, дается в приложении 1.

1. Выбор темы курсовой работы и ее изучение. Утверждение темы.

2. Составление плана работы и рабочего содержания курсовой.

3. Выявление нормативной базы и литературы, составление основной части работы.

4. Работа над текстом.

5. Оформление курсовой работы и сдача на проверку.

6. Рецензирование научным руководителем, допуск к защите.

7. Защита курсовой работы.

Содержания

Структура работы должна подчиняться поставленным цели и задачам курсовой работы, соответствовать логике изложения. Знакомство с опубликованной литературой по выбранной теме помогает определить план и последовательность изложения материала. Проект будущей курсовой работы включает краткое обоснование выбора темы, определение ее актуальности, предмета и объекта исследования, формулировку цели и задач. План работы должен быть утвержден научным руководителем. Структура работы включает следующие элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основную часть, состоящую из глав и параграфов;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Составные части курсовой работы должны быть соразмерны по объему. Введение должно составлять 2-3 стр., заключение - 1,5-2 стр., в объеме глав и параграфов также соблюдается пропорциональность. Умение структурировать материал студент демонстрирует при определении глав и параграфов работы, т.е. рабочего содержания. При этом следует помнить, что излишнее перегружение плана множеством вопросов нецелесообразно. Оптимальный вариант – две главы, содержащие по два параграфа. Возможно более детальное представление материала в зависимости от темы, проблемы исследования.

Страницы нумеруются, начиная с титульного листа, при этом номер на трех первых страницах не ставится, не ставится номер и на тех страницах, на которых начинается новый раздел работы (глава, заключение, список использованных источников). Номер страницы размещается в середине верхнего поля страницы.

Титульный лист

Титульный лист имеет единую форму и реквизиты для всех курсовых работ. На нем указываются полное наименование учебного заведения; заглавие; ФИО автора (в именительном падеже); ученая степень и звание, ФИО научного руководителя. Образец оформления титульного листа дан в приложении 3.

Содержание

В содержании последовательно пишутся названия частей работы в полном соответствии с текстом. Против каждого наименования в правой стороне листа указывается номер страницы, с которого начинается данная часть работы. Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо размещать на одном уровне, друг под другом. Нумерация данных заголовков производится только арабскими цифрами. Оформление содержания дано в приложении 4.

Введение

Введение к paбoте должно отражать следующие моменты:

1. Обоснование выбора темы, определение ее актуальности и научно-практической значимости.

2. Определение предмета и объекта исследования.

3. Определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач.

4. Методология и методика исследования;

5. Степень разработанности темы в науке. Необходимо дать краткую информацию об использованной научной литературе по данной теме с указанием основных авторов либо указать, что изученная отечественная и переводная литература не раскрывает выбранную тематику.

Основная часть

За введением следует основная часть, в которой излагаются наиболее общие положения, касающиеся темы курсовой работы, современное состояние изучаемой проблемы. Основная часть не должна носить выраженный реферативный характер. В общем случае в этой части отражается целенаправленное и обоснованное исследование проблемы: анализ существующих научно-практических разработок, оценка автором курсовой работы, как самих разработок, так и возможности их применения для решения поставленных проблем. Автор курсовой работы делает самостоятельные выводы о путях решения изученных проблем.

Заключение

Этот раздел должен содержать краткое изложение итогов проделанной работы и системно изложенные предложения. В нем необходимо указать возможные области применения полученных результатов и дать обоснование целесообразности дальнейшей разработки тех или иных вопросов, которые не получили в работе своего окончательного решения.

Приложение

Иллюстрированный материал (таблицы, графики, результаты социологического опроса, текст вспомогательного характера) допускается давать в виде приложения. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу первого листа слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». При наличии в работе более одного приложения их нумеруют арабскими цифрами (без знака №) без точки в конце. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц. В оглавлении перечисляют все приложения с указанием их номеров и заголовков, связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, например: см. приложение 2.

Основная часть

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общей литературы, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Для анализа современных проблем следует прочитать литературу, опубликованную за последние годы. С этой целью необходимо обратиться к специальным периодическим изданиям, таким как «Конституционное и муниципальное право», «Журнал российского права», «Государство и право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Журнал конституционного правосудия» и др. Выявить научные статьи по выбранной теме, можно используя методику «de visu», т.е. сплошного просмотра номера журнала. Просмотр следует проводить в обратнохронологическом порядке. Для учета просмотренных журналов необходимо завести карточку учета, где номера журналов, в которых материал не найден, зачеркиваются, а номера, в которых выявлена информация, обводятся кружком (см. приложение 5). Карточка учета поможет студенту не дублировать проделанную работу, возвращаясь к уже просмотренным журналам, и поможет научному руководителю контролировать этот этап работы. Возможно использование электронных аналогов печатных журналов, принцип учета их такой же. Еще один метод выявления литературы - «метод снежного кома», суть которого заключается в следующем: студент находит монографическую работу по теме и, обратившись к его научно-вспомогательному аппарату (ссылки, список литературы), выявляет дополнительную литературу. Выбор методики поиска материала остается на усмотрение студента, в том числе использование информационных ресурсов (электронные библиотеки, Интернет и др.), при этом обязательным условием является указание источника информации. В результате этой работы должен сформироваться список выявленных источников (нормативной базы и литературы).

Изучение научных публикаций рекомендуется вести по следующей схеме:

- общее ознакомление с произведением в целом по eго оглавлению;

- беглый просмотр его содержания;

- чтение материала в порядке расположения материала;

- выборочное чтение части произведения;

- выписка материалов, представляющих интерес;

- критическая оценка записанного, его редактирование в качестве фрагмента будущей работы.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материалов, нужно обдумывать полученную информацию и сопоставлять с полученной ранее.

Основная часть (2-3 главы) должна содержать теоретическое и фактическое положение рассматриваемой темы (проблемы), иной материал с кратким изложением истории рассматриваемых отношений. Необходим анализ (в хронологическом историческом аспекте) рассматриваемой проблемы, уровень разработанности в литературе и правоприменительной практике (со ссылкой на законодательство), завершив при этом изложение предложениями (рекомендациями) по совершенствованию регулирования рассматриваемых отношений, решаемых путем дополнения, исключения конкретного нормативного акта; предложения должны носить доказательственный характер Приведены факты, цифры, примеры, таблицы, графики и т.п.

Работа над текстом

4.1. Рубрикация текста.

В зависимости от характера текста (описательный или повествовательный) порядок изложения материала может быть от общего к частному или хронологический. При разбивке глав на параграфы необходимо учитывать правила логического деления. Во-первых, нужно перечислить все виды делимого понятия. Во-вторых, деление должно производиться по одному и тому же основанию.

Нумерация разделов работы производится арабскими цифрами, при этом номера самых крупных частей состоят из одной цифры, номера составных частей – из двух цифр и т.д.

Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста, не должны сужать или расширять тот объем смысловой информации, который в них заключен.

4.2. Язык и стиль работы.

Язык и стиль работы позволяют судить об уровне культуры автора и о степени его подготовленности. Научный язык, как устный, так и письменный, имеет свои особенности, наиболее характерной из которых является формально-логический способ изложения материала. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные обороты, указывающие на последовательность развития мысли (затем, предварительно, итак и др.), противоречивые отношения (между тем; в то время, как; тем не менее; однако), причинно-следственные отношения (следовательно, вследствие, благодаря этому, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…; рассмотрим; остановимся на….) итог, вывод (итак; таким образом; подведя итог; сказанное позволяет сделать вывод).

Другой особенностью научного языка является прагматичность и отсутствие эмоций, поэтому не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (помедленнее, поменьше), а также превосходная степень прилагательных с суффиксами -ейш и -айш (быстрейший, знаменитейший). Для образования превосходной степени используются слова «наиболее» и «наименее».

Стиль письменной научной речи – безличный монолог, поэтому изложение ведется от третьего лица. Как правило, в научных работах не употребляется местоимение «я», оно заменяется местоимением «мы», что подчеркивает объективизм изложения. Однако чрезмерно частое повторение «мы» в тексте производит неприятное впечатление, поэтому возможно прибегнуть к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения, например, «думается», «представляется», или от третьего лица - «автор полагает».

Третьим необходимым качеством научной речи является краткость. Прежде всего, краткость означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации. Чаще всего многословие проявляется в употреблении лишних слов, не нужных по смыслу.

Необходимо обращать внимание на грамотное использование сокращений и числительных. В частности, порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся цифрами (15-процентный раствор, 30-летние). При записи арабскими цифрами числительные имеют падежные окончания – 50-х, 11-го. 3-я и т.д., при перечислении порядковых числительных окончание ставится только один раз, например, школьники 10 и 11-го классов. Не ставится падежное окончание, если порядковое числительное стоит после существительного, к которому оно относится, например глава третья – гл.3. Порядковые числительные, записанные римскими цифрами не имеют падежных окончаний – XX век (не ХХ-й век).

В текстах не допускается, как правило, использование сокращений, за исключением общепринятых Например, после перечисления принято ставить и т.д., и т.п. и др., и пр. Общепринятыми сокращениями при ссылках являются см. (смотри) ср. ( сравни). Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри текста не сокращаются. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «около» (ок.), «например» (напр.).

4.3 Цитирование.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник применяются цитаты. Следует помнить, что цитаты должны использоваться тактично, по принципиальным вопросам и положениям. Излишне обильное цитирование, как правило, не допускается, так как свидетельствует о несамостоятельности работы.

Отсутствие цитат в работе свидетельствует либо о неумении работать с литературными источниками, либо о заимствовании чужих идей, бeз соответствующих ссылок.

Текст цитаты должен точно соответствовать тексту источника, нельзя сокращать слишком длинную цитату путем отбрасывания ее части, если это искажает смысл цитаты. Не допускается соединение двух цитат, это равносильно подделке. Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится с сохранением особенностей авторского написания.

2. Пропуск слов и предложений допускается только без искажения смысла цитаты и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого строится в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4. При непрямом цитировании (при пересказе при изложении мыслей автора своими словами), дающем значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого давать ссылки на источник.

5. Если необходимо выразить отношение автора к отдельным положениям цитируемого теста то после них ставят восклицательный и вопросительный знак, заключенный в круглые скобки.

Оформление курсовой работы и сдача ее на кафедру

Специального ГОСТа, регламентирующего оформление студенческих учебно-исследовательских работ, нет, но есть ряд нормативных документов, которыми следует руководствоваться при оформлении НИР и УИРС.

Согласно им работы оформляются на одной стороне стандартного листа белой бумаги размером 210 х 297 мм. (А 4). Размер шрифта – 14, Таймс, через 1,5 интервала. На каждой странице строго соблюдаются поля: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, нижнее - 20 мм. Таким образом, каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков, считая пробелы за знаки).

Bсe сноски печатаются через 1 интервал, 10 шрифтом, на той странице, к которой они относятся, не допускается вставка текстовых фрагментов на отдельных листах и переносы текста в другие места. Сноски и список использованных источников оформляется в соответствии и ГОСТом 7.1 – 2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». (См. в качестве примера список нормативных актов и литературы.)

Абзацный отступ - 1,25 см. Заголовки отделяются от текста 1 пробелом сверху и снизу. Точка в конце заголовка не ставится, не допускается выделение и подчеркивании е заголовков, а также переносы слов. При наборе текста на компьютере заголовки выравниваются по середине, а весь текст – по ширине. Название главы печатается заглавными буквами, название пункта – строчными, кроме первой буквы. Каждая глава должна начинаться на новой странице.

Объем работы должен составлять 30-35 страниц. Больший или меньший объем свидетельствует о недостаточном умении студента работать с литературой, о неумении сосредоточиться на более важных моментах анализируемого вопроса. Допускается увеличение или уменьшение объема работы в пределах 10 %.

Зашита курсовой работы

Процесс защиты курсовой работы включает устное представление работы, ответы на вопросы. В ходе зашиты курсовой работы студенту необходимо показать хорошее владение материалом, умение отвечать на вопросы, студент должен хорошо ориентироваться в содержании работы.

Оценка курсовой работы выставляется с учетом содержания написанной работы, устной зашиты и оформления.

Оценку «отлично» получают работы, в которых содержатся элементы творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументируемая критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, когда в работе, выполненной на хорошем теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы, но нет должной степени творчества.

Оценку «удовлетворительно» заслуживают работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но нет логически стройного их изложения, содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная зашита.

Защита и оценка курсовой работы – это подведение итогов самостоятельной работы студента.

Примерная тематика курсовых работ

1. Понятие и предмет конституционного права России.

2. Конституционно-правовые нормы: виды и особенности.

3. Конституционно-правовые отношения, их элементы и особенности.

4. Источники конституционного права России.

5. Конституция – основной закон РФ.

6. Порядок изменения Конституции РФ.

7. Правовая охрана Конституции РФ.

8. История конституционного развития России.

9. Основы конституционного строя РФ.

10. Институт конституционно-правовой ответственности.

11. Россия – демократическое государство.

12. Россия – правовое государство.

13. Государственный суверенитет – основа конституционного строя.

14. Экономические основы конституционного строя

15. Духовные основы конституционного строя.

16. Конституционные основы социального государства.

17. Конституционно-правовой статус общественных объединений.

18. Конституционно-правовой статус религиозных объединений.

19. Правовые основы деятельности политических партий.

20. Непосредственная демократия: понятие и формы.

21. Институт референдума в системе народовластия.

22. Референдум в РФ: проблемы правового регулирования.

23. Избирательное право и избирательная система РФ

24. Средства массовой информации и выборы.

Институт Президента РФ

Нормативные акты и литература:

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.- № 237.

2. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2003.- 13 янв.- № 2.- Ст. 171.

3. Об Администрации Президента РФ: Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 // Собрание законодательства РФ.- 2004.- 29 марта.- № 13.- Ст. 1188.

4. Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ: Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собрание законодательства РФ.- 2004.- 12 апр.- № 15.- Ст. 1395.

5. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. // Российская газета.- 2000.- 21 июля.

6. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. // Российская газета.- 1999.- 27 июля.

7. Ашаев, Д. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей / Д. Ашаев // Федерализм.- 2003.- № 1.

8. Иксанов, И.С. Организационное обеспечение выполнения функций Президента Российской Федерации / И.С. Иксанов // Конституционное и муниципальное право.- 2008.- № 9.

9. Тарасов, А.М. Государственный (президентский) контроль – важнейший элемент укрепления национальной безопасности / А.М. Тарасов // Конституционное и муниципальное право.- 2003.- № 2.

Федеральное Собрание – парламент России

Нормативные акты и литература:

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.- № 237.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 21-ФЗ // Российская газета.- 2009.- № 4851.

3. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 189-ФЗ // Российская газета.- 2007.- 25 июля.- № 159.

4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2005.- № 21.- Ст. 1919.

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 24.- Ст. 2253.

6. О порядке формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ // Российская газета. – 2000. – 8 августа.- № 152.

7. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 июня 1999 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3466.

8. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ.- 1995.- № 3.- Ст. 167.

9. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – Парламента Российской Федерации от 25 марта 1994 г. (с изм. от 15 апреля, 23 октября, 4 декабря 1998 г.) // Конституционное право России: Сб. нормативных актов. – М., 1999.

10. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации от 12 ноября 2008 г. № 3756-СФ // Система «Гарант».

11. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 1-П по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации; Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации.

12. Авакьян, С.А. Совет Федерации: эволюция и перспективы / С.А. Авакьян // Федерализм.- 2003.- № 1.

13. Булаков, О.Н. Представительная власть в системе разделения властей / О.Н. Булаков // Законодательство и экономика.- 2004.- № 8.

14. Керимов, А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России / А.Д. Керимов // Гражданин и право.- 2001.- № 7,8.

15. Овсепян, Ж.И. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) / Ж.И. Овсепян // Сравнительное конституционное обозрение.- 2007.- № 2(59).

16. Прокудин, И.И. О некоторых вопросах парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности РФ / И.И. Прокудин // Конституционное и муниципальное право.- 2003.- № 4.

17. Фадеев, В.И. Как формировать Совет Федерации?/ В.И. Фадеев // Журнал о выборах.- 2007. – № 1.

Судебная система РФ

Нормативные акты и литература:

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. // Российская газета.-1993.- 25 дек.- № 237.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ.- 1994.- № 13.- Ст. 1447.

3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 –ФКЗ // СЗ РФ.- 1997.- № 1.- Ст. 1.

4. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1995. - № 18.- Ст. 1589.

5. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // Российская газета.- 1999.- 29 июня.-№120.

6. О статусе судей Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Российская газета.- 1992.- 29 июля.- № 170.

7. Об обеспечении деятельности Конституционного суда Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 сентября 1995 г. № 947 // Российская газета.- 1995.- 20 сентября.

8. По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1999 г. // Российская газета.- 1999.- 30 июня.

9. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 218-ФЗ // СЗ РФ.- 1998.- № 51.- Ст. 6270.

10. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Российская газета.- 1995.- 25 нояб.- № 229.

11. Конституционный суд РФ: Постановления. Определения. 1992-1996. –М., 1997.

12. Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации»: Комментарий.- М., 1996.

13. Гаджиев, Г.А., Кряжков, В.А. Конституционная юстиция в РФ / Г.А. Гаджиев, В.А. Кряжков // Государство и право.- 2003.- № 7.

14. Иванов, В.И. Конституционный суд в системе органов государственной власти / В.И. Иванов // Закон и право.- 2006.- № 2.

Общие положения

Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование по проблемам теории и практики конституционного права России. Выполнение курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры «Государственно-правовые дисциплины». Научный руководитель помогает студенту уяснить цели и задачи исследования, рекомендует литературу для изучения, дает указания к организации и проведению исследования, осуществляет контроль за выполнением работы.

Написание курсовой работы преследует следующие цели:

· формирование у студента навыков научно-исследовательской работы, повышение уровня его теоретической подготовки;

· развитие навыков самостоятельной работы;

· более глубокое усвоение соответствующих разделов учебной дисциплины;

· приобретение навыков работы с законодательными актами, научной и учебной литературой;

· развитие способностей логично, последовательно излагать собственную позицию и грамотно составлять научный текст.

Задачи студента при написании курсовой работы:

· отразить актуальность выбранной темы;

· применить действующее законодательство по данной проблеме;

· учесть судебную практику, в том числе решения Конституционного Суда РФ по вопросам тематики курсовой работы;

· всесторонне и полно раскрыть избранную тему с учетом разных точек зрения;

· соблюдать требования к оформлению курсовой работы.

Процесс написания курсовой работы способствует развитию у студентов самостоятельного научного и профессионального подхода к современным проблемам конституционного права, пониманию сложностей и противоречий реализации правовых норм в современных условиях.

Студент должен продемонстрировать умения анализировать теоретический и практический материал, на его основе делать обобщения и выводы.

Написание курсовой работы позволяет в определенной мере осуществить контроль за процессом профессионального роста студента, способствует более осмысленному пониманию предмета и метода курса.

Выполнение курсовой требует знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации, изложения личной самостоятельное позиции и отношение к данной проблеме, прилежания и профессионализма. В ходе научной работы студент может использовать ряд научных методов, выбор которых зависит от поставленной цели и задач.

Процесс написания курсовой работы состоит из нескольких этапов, график выполнения которых, дается в приложении 1.

1. Выбор темы курсовой работы и ее изучение. Утверждение темы.

2. Составление плана работы и рабочего содержания курсовой.

3. Выявление нормативной базы и литературы, составление основной части работы.

4. Работа над текстом.

5. Оформление курсовой работы и сдача на проверку.

6. Рецензирование научным руководителем, допуск к защите.

7. Защита курсовой работы.

Выбор темы и ее изучение. Утверждение темы

Выбор темы имеет исключительно важное значение для написания курсовой работы. Тема должна быть актуальной, общественно значимой и представлять научный и практический интерес, необходимо также учитывать специфику развития государственно-правовых институтов на современном этапе, политическую ситуацию в стране и за рубежом, изменения в законодательстве. Тематика курсовых работ разрабатывается, дополняется и утверждается кафедрой ежегодно.Тема может быть выбрана из предложенного списка, с обязательным последующим уточнением (консультацией) с научным руководителем аспекта или проблемы, которые будут исследованы. При выборе темы также могут оказать помощь специалисты в данной области, юристы - практики. Студенты сами могут предложить тему исследования, которую также необходимо согласовать с научным руководителем.

Прежде чем утвердить тему, необходимо предварительное ознакомление с темой путем обращения к основным источникам. В первую очередь, студент обращается к учебной литературе для того, чтобы получить первоначальное представление о вопросах по избранной теме. Существенную помощь может оказать знакомство с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике. Выбранную тему необходимо утвердить, написав заявление на имя заведующего кафедрой (приложение 2).

Изменение выбранной темы допускается в редких случаях по ходатайству (с обоснованием) самого студента или по инициативе руководителя.

2. Составление плана работы и его рабочего

Содержания

Структура работы должна подчиняться поставленным цели и задачам курсовой работы, соответствовать логике изложения. Знакомство с опубликованной литературой по выбранной теме помогает определить план и последовательность изложения материала. Проект будущей курсовой работы включает краткое обоснование выбора темы, определение ее актуальности, предмета и объекта исследования, формулировку цели и задач. План работы должен быть утвержден научным руководителем. Структура работы включает следующие элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основную часть, состоящую из глав и параграфов;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Составные части курсовой работы должны быть соразмерны по объему. Введение должно составлять 2-3 стр., заключение - 1,5-2 стр., в объеме глав и параграфов также соблюдается пропорциональность. Умение структурировать материал студент демонстрирует при определении глав и параграфов работы, т.е. рабочего содержания. При этом следует помнить, что излишнее перегружение плана множеством вопросов нецелесообразно. Оптимальный вариант – две главы, содержащие по два параграфа. Возможно более детальное представление материала в зависимости от темы, проблемы исследования.

Страницы нумеруются, начиная с титульного листа, при этом номер на трех первых страницах не ставится, не ставится номер и на тех страницах, на которых начинается новый раздел работы (глава, заключение, список использованных источников). Номер страницы размещается в середине верхнего поля страницы.

Титульный лист

Титульный лист имеет единую форму и реквизиты для всех курсовых работ. На нем указываются полное наименование учебного заведения; заглавие; ФИО автора (в именительном падеже); ученая степень и звание, ФИО научного руководителя. Образец оформления титульного листа дан в приложении 3.

Содержание

В содержании последовательно пишутся названия частей работы в полном соответствии с текстом. Против каждого наименования в правой стороне листа указывается номер страницы, с которого начинается данная часть работы. Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо размещать на одном уровне, друг под другом. Нумерация данных заголовков производится только арабскими цифрами. Оформление содержания дано в приложении 4.

Введение

Введение к paбoте должно отражать следующие моменты:

1. Обоснование выбора темы, определение ее актуальности и научно-практической значимости.

2. Определение предмета и объекта исследования.

3. Определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач.

4. Методология и методика исследования;

5. Степень разработанности темы в науке. Необходимо дать краткую информацию об использованной научной литературе по данной теме с указанием основных авторов либо указать, что изученная отечественная и переводная литература не раскрывает выбранную тематику.

Основная часть

За введением следует основная часть, в которой излагаются наиболее общие положения, касающиеся темы курсовой работы, современное состояние изучаемой проблемы. Основная часть не должна носить выраженный реферативный характер. В общем случае в этой части отражается целенаправленное и обоснованное исследование проблемы: анализ существующих научно-практических разработок, оценка автором курсовой работы, как самих разработок, так и возможности их применения для решения поставленных проблем. Автор курсовой работы делает самостоятельные выводы о путях решения изученных проблем.

Заключение

Этот раздел должен содержать краткое изложение итогов проделанной работы и системно изложенные предложения. В нем необходимо указать возможные области применения полученных результатов и дать обоснование целесообразно

Наши рекомендации