Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных отношений
Регулированию экономических отношений посвящены в основном две части Конституции — ч. XII "Финансы, собственность, контракты и иски" ич. XIII "Производство (trade), торговля (commerce) и оборот в пределах территории Индии".
Конституция установила, что собственность и имущество, которыми была наделена британская Корона для целей правительства доминиона Индия и правительства каждой губернаторской провинции, переходит к Союзу и соответствующему штату. Равным образом все права, ответственность и обязательства правительств доминиона Индия и губернаторских провинций переходят к Правительству Индии и правительствам соответствующих штатов. Собственность и имущество княжеств, права, ответственность и обязательства их правительств также переходили к Союзу и Правительству Индии, если цели их стали по Конституции целями Союза. То же относится к выморочной, бесхозной и т. п. собственности, которая, если бы Конституция не вступила в силу, перешла бы британской Короне или правителям княжеств.
Все земли, полезные ископаемые и прочие имеющие ценность вещи, которые находятся под толщей океанских вод в пределах территориального моря, континентального шельфа или исключительной экономической зоны, принадлежат Союзу и должны использоваться для целей Союза. То же относится к прочим ресурсам исключительной экономической зоны. Границы этих пространств определяются законом Парламента. Исполнительная власть Союза и штатов, не вторгаясь в сферу компетенции друг друга, могут вести любую торговлю, осуществлять любую предпринимательскую деятельность и заключать контракты в пределах соответствующего закона. Такие контракты и соответствующее обеспечение имущества оформляются от имени соответственно Президента или губернатора, которые, однако, лично не несут ответственности по контрактам. То же относится к лицам, которых они могут уполномочить на совершение сделок. Правительства Союза и штатов могут искать и отвечать на суде от имени соответственно Союза и штатов.
В ст. 301 Конституция установила, что производство, торговля и оборот в пределах территории Индии свободны. Парламент, однако, может подвергать законом эту свободу в отношениях между штатами или в пределах какой-либо части территории страны таким ограничениям, каких может потребовать публичный интерес, однако при этом запрещается любая дискриминация и любые привилегии для отдельных штатов, кроме случаев, когда Парламент укажет, что преимущество или дискриминация обусловлены нехваткой товаров в какой-либо части страны. Легислатура штата может законом обложить налогом ввозимые из других штатов или союзных территорий товары, если подобные товары производятся в данном штате, не допуская при этом дискриминации, или с предварительного согласия Президента разумно ограничить указанную свободу в публичных интересах.
Среди руководящих принципов государственной политики Конституция предусмотрела в ст. 48 обязанность государства прилагать усилия к организации земледелия и животноводства на современной и научной основе, в частности предпринимать шаги к сохранению и улучшению пород скота и запрещению убоя коров, телят и другого молочного и тяглового скота. За первые два десятилетия независимости Индия в основном добилась самообеспеченности в области продовольствия. В 80-е гг. она начала экспортировать зерновые, а в середине 90-х гг. вышла на второе место в мире по производству пшеницы, отодвинув на третье место США*.
* См.: Юрлов Ф. Н. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998. С. 46.
Согласно ст. 265 налоги могут устанавливаться и взиматься только в силу закона. Основная масса финансовых средств Союза, поступающих из различных источников (налоги, займы и др.), образуют в совокупности Консолидированный фонд Союза, а прочие поступления помещаются на публичный счет Индии. Средства Консолидированного фонда расходуются в соответствии с законом на установленные Конституцией цели. Кроме того, законом учреждается Фонд непредвиденных расходов Индии, находящийся в распоряжении Президента, который может производить расходы из него в непредусмотренных случаях до последующего утверждения Парламентом. Аналогичные фонды создаются в штатах. Денежные операции в этих фондах регулируются соответственно законом Парламента или легислатуры штата, а до издания такого закона — соответственно Президентом или губернатором штата.
Конституция запрещает, как правило, облагать налогом продажу или приобретение товаров, если это имеет место вне пределов государства либо в ходе экспортно-импортных операций. Собственность Союза, если законом не предусмотрено иного, не подлежит налогообложению со стороны штатов.
Союз из своих доходов может производить расходы на любые публичные цели независимо от того, предусмотрены ли эти цели законом. Такое право есть и у штатов.
Конституция обязала государство стремиться обеспечить гражданам единый гражданский кодекс, действующий на всей территории страны, однако пока что его нет.
Социальные отношения регулируются Конституцией главным образом в ч. IV "Руководящие принципы государственной политики". В этой главе, как и в гл. III "Основные принципы", под государством понимаются Правительство и Парламент Индии, правительство и легислатура каждого из штатов и все местные или иные власти, действующие на территории Индии или под контролем Правительства Индии.
В ст. 38 на государство возложена обязанность прилагать усилия для повышения благосостояния народа посредством возможно лучшего обеспечения и охраны общественного строя, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость будет пронизывать все учреждения национальной жизни. В особенности государство должно стремиться минимизировать неравенство в доходах и добиваться исключения неравенства в статусе, условиях и возможностях не только индивидов, но и групп народа, проживающих в различных регионах или занятых в различных сферах деятельности.
Государство согласно ст. 39 должно направлять свою политику на обеспечение:
— равного права граждан — мужчин и женщин — на адекватные средства к жизни;
— распределения собственности и контроля над материальными ресурсами общества в интересах наилучшего служения общему благу;
— недопущения концентрации благосостояния и средств производства в результате функционирования экономической системы в ущерб обществу;
— равной оплаты равного труда мужчин и женщин;
— недопущения злоупотреблений здоровьем и силой работников — мужчин и женщин и нежным возрастом детей и принуждения граждан в силу экономической необходимости заниматься дополнительным трудом, не соответствующим их возрасту или силе;
— возможностей и условий для здорового развития детей в обстановке свободы и достоинства и охраны детей и молодежи. Последнее включено 42-й поправкой и имеет большое значение для страны, где, по официальным данным, лишь 15% детей в возрасте до пяти лет получают нормальное питание, а около 44 млн. детей в возрасте от 5 до 15 лет вынуждены работать*.
* См.: Корнеев В. Л. Индия: 80-е годы. М., 1986. С. 110.
В качестве долга государства Конституция в ст. 47 установила улучшение питания и повышение уровня жизни, а также улучшение общественного здравоохранения. В частности, государство должно стремиться к запрещению потребления для немедицинских целей отравляющих напитков и наркотиков. В независимой Индии много сделано для улучшения системы здравоохранения, что позволило сократить уровень смертности и в два раза повысить среднюю продолжительность жизни. Однако квалифицированная врачебная помощь охватывает лишь около четверти населения и остается в значительной степени привилегией богатых.
44-я поправка включила в Конституцию ст. 39-а, обязавшую государство обеспечивать, чтобы функционирование правовой системы содействовало справедливости на базе равных возможностей, и в частности предоставлять бесплатную юридическую помощь, чтобы ни одному гражданину не был закрыт доступ к правосудию по причине экономической или иной неспособности.
Руководящие принципы (ст. 41—43) обязали государство реализовывать в рамках его экономических возможностей и развития положение об обеспечении права на труд, на образование и на публичную помощь в случаях безработицы, старости, болезни и инвалидности, как и в других случаях незаслуженной нужды. Оно обязано также издавать положения о справедливых и гуманных условиях труда и о пособии по материнству. Оно должно прилагать усилия к обеспечению всем работникам соответствующей прожиточному минимуму заработной платы, условий труда, гарантирующих достойный уровень жизни и полноценный досуг, социальные и культурные возможности. В частности, государство обязано поощрять строительство коттеджей в сельской местности на индивидуальной и кооперативной основе. Приходится, однако, констатировать, что безработица не уменьшается радикальным образом, а пособия по безработице впервые в стране были введены в 1978 г. лишь в штатах Керала и Западная Бенгалия, где было сильно влияние коммунистов.
Сохраняется вопиющее неравенство доходов. Около 1/3 индийцев имеют доход ниже уровня бедности. На селе продолжает существовать такой пережиток феодализма, как отработки за долги, несмотря на конституционный запрет и Закон 1976 г., который лишил "долговой труд" юридической основы и защиты. Число лиц, попавших в такую долговую кабалу, еще полтора десятилетия назад превышало 3 млн.* Можно отметить определенную гуманизацию труда на основе приведенных положений Конституции. В 1948 г. был принят закон, ограничивший рабочий день восемью часами и предоставивший работникам право на двухнедельный оплачиваемый отпуск.
* Корнеев В. Л. Указ. соч. С. 19
Еще в 1958 г. Правительство попыталось ввести на ряде промышленных предприятий советы совместного управления с целью привлечения трудящихся к руководству предприятиями*. 42-я поправка возложила на государство обязанность предпринять шаги для обеспечения участия работников в управлении производственными организациями, в которых они заняты (ст. 43-а). Однако это решение пока в значительной степени остается на бумаге.
*См.: Pylee M. V. Worker Participation in Management. Myth & Reality. Delhi, 1975. P. 278.
Та же поправка обязала государство охранять и улучшать окружающую среду, беречь леса и животный мир страны (ст. 48-а). Оно обязано охранять памятники, а также места и объекты, представляющие художественный или исторический интерес, объявленные законом или согласно закону имеющими национальное значение, от порчи, искажения, разрушения, ликвидации, передачи или вывоза (ст. 49 в редакции 7-й поправки 1956 г.).
В области культуры государству предписано в течение 10 лет после вступления в силу Конституции ввести бесплатное и обязательное образование для всех детей до достижения ими 14-летнего возраста. Особую заботу оно должно проявлять об образовании и экономическом положении "слабых слоев народа", в частности отсталых каст и племен, защищать их от социальной несправедливости и всех форм эксплуатации (ст. 45, 46).
В сфере образования Правительство добилось определенных успехов. Так, только за последние 20 лет количество начальных школ выросло почти в 1,5 раза, средних специальных учебных заведений — в 6,5, а университетов — в 3 раза. Все правительства, приходя к власти, принимают программы борьбы с неграмотностью, но осуществляются они крайне медленно.