Конституционно-правовое регулирование экономических и духовно-культурных отношений.

Эта сфера общественных отношений в конституциях регулируется в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека.

Духовно-культурные отношения – это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Задачей конституционного регулирования в этой сфере является обеспечение оптимальных условий для духовно-культурного развития человека, а основными направлениями конституционного регулирования выступают закрепление права каждого на образование, а в ряде конституций – обязательности определенной ступени образования; обязанности государства направлять, поощрять, развивать образование, культуру и науку; права каждого на пользование достижениями культуры и обязанности беречь памятники истории и культуры. Важной стороной духовной жизни людей является религия. Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулирования отношений между государством и церковью. При этом, обычно, провозглашается отделение церкви от государства. Конституционное право гарантирует, как правило, свободу вероисповедания и особо защищает религиозные меньшинства.

Система экономических общественных отношений, которую можно называть экономической системой– это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Собственность– это форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу; – это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом.

Другое значение термина «собственность» – имущество.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью и обычно изъята из гражданского оборота. Напротив, частная собственность делима и находится в обороте.

Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т.п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т.п.), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.).

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер. В случае групповой собственности объем прав отдельных собственников на общее имущество может быть равным и неравным, может зависеть, в частности, от размера доли, выступающей в форме пая, акций и др. Следует особо отметить, что государство, город и иные так называемые корпорации публичного права могут быть субъектами и частной собственности, владея, например, пакетом акций какой-либо частной фирмы.

Таким образом, следует подчеркнуть, что публичный или частный характер собственности определяется прежде всего режимом имущества, а не тем, кто является собственником, –корпорация публичного права или частное лицо. Подчеркнуть следует и то, что городская (муниципальная) и общинная (коммунальная), равно как и региональная (областная, уездная и т.п.), собственность, будучи публичной или частной, не является государственной. Это собственность соответствующих территориальных коллективов и их объединений (иногда, как отмечалось, их органов самоуправления), и управляют ею не местные государственные органы, а органы местного самоуправления. Так обстоит дело, по крайней мере, в демократических государствах.

Перевод имущества из публичной собственности в частную именуется приватизацией, а из частной в публичную – национализацией, если собственником становится государство, или социализацией в остальных случаях.

Труд - средство для жизни, источник существования. Например, два художника творят картины. Это их работа, их общественно-полезная деятельность, их занятие, их профессия. Но для одного из них это единственный или основной источник средств к существованию, тогда как другой экономически независим (имеет ренту, высокую пенсию, крупные акции и т. п.). Для первого писание картин – труд (хотя и не только, поскольку творческий), для второго же – только средство самовыражения, развития и проявления своей личности.

Современное состояние даже самого передового общества таково, что без труда оно не может обойтись. Причем без труда не только творческого, обогащающего личность, как в нашем примере, но и не требующего высокой квалификации, монотонного, не дающего эмоционального удовлетворения.

Экономическая система призвана обеспечить удовлетворение потребностей общества во всяком нужном для него труде, в том числе и неинтересном для трудящегося. Чтобы человек согласился на такой труд, необходима совокупность условий, побуждающих его к этому – невозможность получения интересной работы, достаточная заработная плата, придание труду определенной престижности и т.д. В конституциях и других источниках конституционного права последних десятилетий содержатся определенные гарантии, стимулирующие и охраняющие труд человека.

Наши рекомендации