Конституционно-правовое регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений

Конституция Республики Казахстан регулирует отношения в сфере экономики, социальной и духовно-культурной жизни в довольно ограниченном объеме. Соответствующие положения можно вычленить из статей, содержащихся в первых двух разделах Конституции.

Экономические отношения. К числу основопола­гающих принципов деятельности республики ч. 2 ст. 1 Консти­туции относит среди прочего экономическое развитие на бла­го всего народа.

Как установлено в ст. 6 Конституции, в республике при­знаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность, а согласно ч. 2 ст. 26 собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. При этом в регулировании института собственности применяется современное понимание отношений собственности. В ч. 2 ст. 6 казахстанской Конституции прямо воспроизведено положение ч. 2 ст. 14 Основного закона для Германии 1949 г., который, в свою очередь, воспроизвела часть третью ст. 153 Веймарской конституции Германии 1919 г., предусмотревшую, что соб­ственность обязывает и пользование ею должно одновремен­но служить общественному благу. Поэтому субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственника­ми своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

Учитывая переходный этап развития, на котором нахо­дится казахстанское общество, Конституция установила в ч. 3 ст. 6, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться в частной собственно­сти на основаниях, условиях и в пределах, установленных за­коном.

Анализ конституционных положений, включая упомяну­тое выше в п. 1 § 2 настоящей главы содержание ч. 5 ст. 12 Конституции, позволяет выделить следующие ключевые моменты конституционно-правового регулирования института собственности:

— провозглашение и равную юридическую защиту всех форм собственности;

— исключительную государственную собственность на при­родные ресурсы, кроме земли. Что касается земли, то Кон­ституция допускает возможность перехода части ее в частную собственность под жестким государственным контролем;

— пользование собственностью в интересах не только соб­ственника, но и общества, из чего следует недопустимость использования собственности вопреки интересам общества;

— установление пределов прав собственника, каковыми являются права и свободы других лиц, конституционный строй и общественная нравственность.

Такое регулирование отношений собственности позволя­ет наполнить реальным содержанием конституционный прин­цип социального государства.

В связи с этим следует напомнить, что Конституция, про­возглашая свободу предпринимательской деятельности, пре­дусматривает регулирование и ограничение законом монопо­листической деятельности и запрещает недобросовестную кон­куренцию. Хозяйственная деятельность и предпринимательство регулируются Законом "О свободе хозяйственной деятельнос­ти и развития предпринимательства в Казахской ССР" 1990 г. и Законом "О защите и поддержке частного предпринима­тельства" 1992 г. с последующим их изменением Указом Пре­зидента Республики Казахстан от 1995 г. Законодательство предусматривает отказ от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность при регулиро­вании форм и способов защиты частного предпринимательства и его поддержки, декларирует максимальную свободу для ча­стных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и от­ветственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. По официальным данным, благодаря поддержке государства сегодня в Казах­стане действуют 372 тыс. субъектов малого и среднего бизне­са, обеспечивающих трудовую занятость 1,4 млн. граждан*.

* См.: Рогов И. Казахстан: через стабильность к демократии // Известия. 2000. 4 мая.

Регулирование социальных отношений также подчинено ряду конституционных целей и принципов. В частности, в упомянутой ч. 2 ст. 1 Конституции в качестве осново­полагающих принципов деятельности республики провозглаше­но общественное согласие.

В определенной мере мы уже касались этой проблемы в связи с изложением социальных прав и свобод. В связи с этим государство взяло на себя обязанность законодательно урегу­лировать соответствующие отношения, обеспечив их необхо­димыми нормативными и институциональными гарантиями. Так, регулированию законом подлежат трудовые отношения, основанные на конституционных правах, которые изложены в ст. 24 высшего закона республики. Наряду с государственным гарантированием минимального размера заработной платы и пенсий и прочих видов социального обеспечения, указанных в упомянутой выше ч. 1 ст. 28 Конституции, ч. 2 этой статьи го­ворит о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Помимо гарантируемого ч. 2 ст. 29 Конституции устанав­ливаемого законом объема бесплатной медицинской помощи в ч. 3 этой статьи предусматривается необходимость законода­тельного регулирования оснований и порядка получения плат­ной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицин­ской практикой.

В ст. 25 содержатся гарантии права на жилище, хотя оно как таковое и не упоминается. В ч. 1 этой статьи запрещено лишение жилища иначе, как по решению суда, а ч. 2 обязыва­ет государство указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, предоставлять его за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установ­ленными законом нормами.

Согласно ст. 27 Конституции брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Многонациональный состав населения республики, насчи­тывающий более 100 этносов, порождает проблемы межнациональных отношений, которых мы уже касались в п. 1 § 2 настоящей главы. Согласно ст. 7 Конституции государственный язык республики — казахский, но в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития язы­ков народа Казахстана. Конституция в ст. 93 возложила на местные представительные и исполнительные органы обязанность создать все необходимые организационные, материаль­ные и технические условия для свободного и бесплатного ов­ладения государственным языком всеми гражданами в соответ­ствии со специальным Законом "О языках", принятым в мае 1997 г. О стремлении властей решить эти вопросы практичес­ки свидетельствует, например, то, что в Казахстане издаются газеты на 11 национальных языках, две телестудии вещают на 12 языках, радиостанции — на 6 языках народов республики. В Казахстане на 7 родных языках в дошкольных учреждени­ях воспитывается 426 тыс. детей, в общеобразовательных шко­лах — более 3 млн. Около 106 тыс. детей представителей на­циональных меньшинств свой родной язык изучают как само­стоятельный предмет.

Приведенные в предыдущем абзаце цифры в целом про­изводят благоприятное впечатление. Вместе с тем они свиде­тельствуют о наличии значительных нерешенных проблем, если рассматривать их не абстрактно, а в сочетании с реальностя­ми современного Казахстана, из 16,7 млн. человек населения которого (1998 г.) свыше 49% составляют национальные мень­шинства.

При Президенте республики действует консультативный орган — Ассамблея народов Казахстана, где представлены все национально-культурные центры страны.

Современный уровень производства и технологий, проти­воречия между экономикой и экологией, создавшие угрозу для существования человека, потребовали конституционного ус­тановления и детального регулирования текущим законода­тельством задач государства по охране здоровой окружающей среды (ст. 31 Конституции). Для Казахстана, на территории которого проводились ядерные испытания и запуски ракет в космическое пространство, проблема состояния окружающей среды имеет особое значение. Видимо, по этой причине в Кон­ституцию по примеру ч. 3 ст. 41 Конституции России включена норма, согласно которой подлежат привлечению к ответствен­ности в соответствии с законом должностные лица, допустив­шие сокрытие фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей.

Духовно-культурные отношения. Прежде все­го в этой связи следует упомянуть сферу образования. Наряду с гарантиями получения гражданами бесплатного образования в государственных учебных заведениях, возможности которо­го, как мы видели, в настоящее время невелики, Конституция обязывает государство законодательно урегулировать основания и порядок получения платного образования в частных учеб­ных заведениях и определить общеобязательные стандарты образования, которые обязательны для любых учебных заведе­ний. На практике, насколько можно судить, платное образова­ние предоставляется не только в частных, но и в государ­ственных учебных заведениях.

Республика провозглашена светским государством и стро­ит свою деятельность на основе отделения религии и церкви от государства. Государство не вмешивается в деятельность рели­гиозных объединений, одновременно гарантируя равноправие вероисповеданий. На территории Казахстана представлены рели­гиозные общины и церковь крупнейших мировых религий: исла­ма (сунниты), христианства (подавляющее большинство верую­щих — православные, имеются также протестанты, баптисты), иудаизма, буддизма. Следовательно, в современном Казахстане существует многоконфессиональное общество, при том, что в этническом плане доминируют две национальности: казахи и русские, составляющие около 80% всего населения республи­ки. Церковь здесь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных и исторических традиций.

Наши рекомендации