Конституционное регулирование духовно-культурных отношений

В данной связи Конституция в двух особых главах раздела о социальном устройстве регулирует общественные отноше­ния, связанные соответственно с образованием, культурой и спортом и с наукой и технологией.

Нормы об образовании и культуре символически обозна­чались и в имперской Конституции 1824 г. и в первой респуб­ликанской Конституции 1891 г. Конституция 1934 г. эти вопросы регулировала гораздо подробнее, а в Конституции 1946 г. им была отведена специальная глава из 12 статей. Тем не менее действующая Конституция далеко превзошла в этом отноше­нии все предшествующие акты. "Образование — право всех и обязанность государства и семьи, — гласит ее ст. 205, — будет поощряться и стимулироваться в сотрудничестве с об­ществом в целях полного развития личности, ее подготовки к осуществлению прав и обязанностей гражданина и получения трудовой квалификации". Образование должно подчиняться принципам, среди которых такие, как равенство условий до­ступа к образованию в школе, свобода учебы, обучения, иссле­дований и распространения идей, искусства и знаний, плюра­лизм педагогических идей и концепций и сосуществование публичных и частных учебных заведений, бесплатность обра­зования в публичных учебных заведениях, оценка професси­ональных преподавателей, которым законом гарантируется карьера в публичном преподавательском корпусе с соответ­ствующим уровнем заработной платы и с поступлением исклю­чительно на основе публичного конкурса экзаменов и репута­ции, демократическое управление публичным образованием в соответствии с предписаниями закона, гарантии стандартов ка­чества обучения (ст. 206 в ред. Конституционной поправки № 19 1998 г.). Университетам предоставлена автономия в научно-пе­дагогической, финансовой, административной и имуществен­ной сферах, и они соблюдают принцип неразрывности обучения, исследований и развития, могут приглашать согласно за­кону иностранных профессоров, специалистов и исследовате­лей; то же относится к научно-исследовательским и техноло­гическим институтам (ст. 207 в редакции Конституционной по­правки № 11 1996 г.).

Конституция налагает на государство значительные обя­занности в области образования (ст. 208 в редакции Конститу­ционной поправки № 14 1996 г.), в частности гарантировать обязательное и бесплатное основное обучение, включая тех, кто не смог получить его в соответствующем возрасте, посте­пенное превращение бесплатного среднего образования во всеобщее, особую заботу об обучении инвалидов, заботу о дет­ских яслях и садах для детей в возрасте до шести лет, доступ к более высоким уровням обучения, исследованиям и художе­ственному творчеству в зависимости от способностей каждого, заботу об учащихся в основной школе посредством использо­вания дополнительных программ обучения, предоставления транспорта, питания, помощи в сохранении и укреплении здо­ровья.

Доступ к основному и бесплатному обучению есть субъек­тивное публичное право. Непредоставление или нерегулярное предоставление этого доступа влечет ответственность компе­тентных властей. Публичная власть может вместе с родителя­ми контролировать посещаемость школ. В то же время не исключается получение частного образования, которое, однако, обязано удовлетворять указанным в Конституции условиям: должны применяться общие нормы национального образования и обязательность разрешения и оценка качества образования со стороны публичной власти (ст. 209).

Согласно ст. 210 религиозное обучение является факуль­тативным, однако проводится в рамках нормальной сетки ча­сов в публичных основных школах. Регулярное основное обу­чение ведется на португальском языке, но индейские сообще­ства могут использовать свои языки и собственные приемы обучения.

Что же касается органов, ответственных за проведение образовательной политики, то ст. 211 установила, что "Союз, штаты, федеральный округ и муниципии должны организовы­вать свои образовательные системы на основе сотрудничества". Эта статья, действующая в редакции Конституционной поправ­ки № 14, распределяет обязанности между уровнями управле­ния. Небезынтересна норма ст. 214, установившая плановое начало в образовательной системе: законом утверждаются многолетние программы образования в целях организации и раз­вития образования на различных уровнях, а также гармони­зации действий органов власти в этой сфере.

В области культуры бразильское государство гарантиру­ет всем реализацию культурных прав и доступ к источникам национальной культуры; оно поддерживает и поощряет ее подъем и способствует распространению культурных меропри­ятий, причем последняя обязанность взята государством в от­ношении народной культуры, культуры индейцев, афробразильской культуры и культуры других групп, участвующих в процессе развития национальной цивилизации.

Бразильское государство взяло на себя и обязательство содействовать распространению занятий спортом, не важно является ли он организованным или нет; в последнем случае занятие спортом — это право каждого. Спортивные организа­ции при этом пользуются статусом автономных единиц. Здесь же содержится любопытная норма о том, что органы судеб­ной власти рассматривают дела в отношении дисциплины и спортивных соревнований только после вынесения решений органами спортивной юстиции, организуемой законом. Этим органам предоставлен 60-дневный срок с начала процесса для вынесения окончательного решения по делу.

Государство также поощряет и стимулирует развитие науки и технологий. Конституция определяет его задачи в этой области, а также задачи штатов и федерального округа, причем Бразилия стремится к достижению "технологической автономии".

Наши рекомендации