Конституционное регулирование социальных и духовно-культурных отношений
Социальная политика. Конституция КНР и документы КПК оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического "конституционализма" понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что "в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...". Действительно, в период господства идеалов "большого котла" и "железной плошки", нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.
Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом (а следовательно, не поддерживают его политические и социальные установки и программы), а с иными социокультурными общностями (по национальности, образованию, возрасту и т. д.): все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу*. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства. В КНР, например, проживает свыше 120 млн. человек в возрасте свыше 60 лет, имеющих в силу этого общие интересы прежде всего в сфере здравоохранения и социального обеспечения***.
* Подробнее см.: Зотов В. Е. Реформа в Китае глазами китайцев: опросы общественного мнения в КНР // Народы Азии и Африки. 1989. № 6.
** По китайским данным, 60% из них содержатся за счет детей, около 25% — за счет собственных доходов, 15% — за счет пенсий (см.: Кокарев К. Традиционная политическая культура Китая и современность // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 2. С. 59—60).
Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица, которая, по оценкам специалистов, должна была охватить в 2000 г. 268 млн. человек*. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции "государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся", а кроме того, "осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу", выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.
* Там же. С. 66.
Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья — задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это типичная "материальная гарантия", за результаты которой никто ни с кого спросить не может.
В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи государства, а подчас и общества в области социального обеспечения. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих (только!), притом что "государство и общество обеспечивают пенсионеров". На государство возложена задача развивать социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, государство и общество должны обеспечивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать материальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.
Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении численность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В области межнациональных отношений, особенно в период "культурной революции", было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конституция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:
— равноправие национальностей, запрещение национальной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих сплоченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев;
— государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их проживания в ускорении темпов экономического и культурного развития, районная автономия в районах их компактного проживания.
Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 — обеспечивать всестороннее нравственное, умственное и физическое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве страны за полвека после победы коммунистов в гражданской войне не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, которая выдвинулась во время "культурной революции" благодаря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.
В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено природоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды.
Духовно-культурные отношения — одна из сфер, которые КПК стремится наиболее жестко контролировать, и поэтому на конституционном уровне им уделено большое внимание. Статьи 19, 20, 22, 23, 24, 26 регулируют различные аспекты духовно-культурных отношений: просвещение и образование, распространение китайского языка, развитие науки, литературы и искусства, печати, радио, телевидения, издательского дела, библиотек, музеев, домов культуры и других культурных учреждений, охрану исторических достопримечательностей, ценных памятников культуры и другого важного исторического и культурного наследия, подготовку специалистов и др. В Конституции зафиксирована широкомасштабная программа деятельности государства в этой области, причем ни о какой частной инициативе, в отличие от экономики, не упоминается. Очевидно, что сфера, находящаяся полностью в руках социалистического государства, может развиваться только как социалистическая, тем не менее в некоторых, видимо, наиболее важных, по мнению законодателя, статьях Конституции на это указывается дополнительно.
Во введении к Конституции сказано, что народы всех национальностей Китая, руководимые КПК и "вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина" (редакция 1999 г.), будут и впредь, в частности, отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, сохранять курс на реформы и открытость. В духовно-культурной области, как видно из Конституции и тем более из практики, господствует пока что диктатура, монополия одной, хотя и противоречивой, идеологии, безапелляционным толкователем которой выступает руководство КПК.
Так, в ст. 19 Конституции говорится о том, что государство развивает дело социалистического образования. Создавая учебные заведения, оно осуществляет всеобщее начальное образование, развивает среднее, профессиональное и высшее образование, дошкольное воспитание. Расширяя сеть просветительных учреждений, оно ликвидирует неграмотность, проводит политическое (в первую очередь!), общеобразовательное, научно-техническое, профессиональное обучение трудящихся, поощряет самообразование. Государство поощряет коллективные хозяйственные организации, государственные предприятия, учреждения и другие общественные силы на создание в соответствии с законом различных учебных заведений, а также обеспечивает распространение по всей стране современного литературного китайского языка (путунхуа). Очевидно, что ни о каком плюрализме образования, ни о какой академической свободе нет и речи.
Согласно ст. 23 государство готовит специалистов, "служащих делу социализма", "расширяет ряды интеллигенции, создает условия для полного проявления ее роли в деле социалистической модернизации", но наиболее детально этот подход раскрыт в ст. 24, которую стоит процитировать целиком:
"Государство усиливает строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, путем разработки и осуществления всевозможных правил и памяток для разных категорий населения города и деревни.
Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание в духе патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии".
Комментировать этот текст, видимо, излишне. В таком контексте сама идея свободы мысли выглядит неуместной.
Примечательна и ст. 22, согласно которой государство развивает литературу и искусство, печать, радио и телевидение, издательское дело, сеть библиотек, музеев, домов культуры и других учреждений культуры, "служащих делу народа и социализма".
В ст. 47, провозгласившей, как отмечалось, свободу научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры, далее сказано: "Государство поощряет и поддерживает творческую работу граждан... отвечающую интересам народа" (курсив наш. — Авт.). Однако эту прогрессивную норму следует понимать в контексте всей Конституции и особенно норм о роли государства в духовно-культурной сфере. Критерием оценки соответствия интересам народа выступает степень соответствия линии КПК на строительство социализма.