Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных отношений

Регулированию экономических отношений по­священы в основном две части Конституции — ч. XII "Финан­сы, собственность, контракты и иски" ич. XIII "Производство (trade), торговля (commerce) и оборот в пределах территории Индии".

Конституция установила, что собственность и имуще­ство, которыми была наделена британская Корона для целей правительства доминиона Индия и правительства каждой гу­бернаторской провинции, переходит к Союзу и соответствую­щему штату. Равным образом все права, ответственность и обязательства правительств доминиона Индия и губернаторс­ких провинций переходят к Правительству Индии и правитель­ствам соответствующих штатов. Собственность и имущество княжеств, права, ответственность и обязательства их правительств также переходили к Союзу и Правительству Индии, если цели их стали по Конституции целями Союза. То же от­носится к выморочной, бесхозной и т. п. собственности, которая, если бы Конституция не вступила в силу, перешла бы британ­ской Короне или правителям княжеств.

Все земли, полезные ископаемые и прочие имеющие ценность вещи, которые находятся под толщей океанских вод в пределах территориального моря, континентального шель­фа или исключительной экономической зоны, принадлежат Союзу и должны использоваться для целей Союза. То же отно­сится к прочим ресурсам исключительной экономической зоны. Границы этих пространств определяются законом Парламента. Исполнительная власть Союза и штатов, не вторгаясь в сферу компетенции друг друга, могут вести любую торговлю, осуще­ствлять любую предпринимательскую деятельность и заключать контракты в пределах соответствующего закона. Такие контрак­ты и соответствующее обеспечение имущества оформляются от имени соответственно Президента или губернатора, которые, однако, лично не несут ответственности по контрактам. То же относится к лицам, которых они могут уполномочить на совер­шение сделок. Правительства Союза и штатов могут искать и отвечать на суде от имени соответственно Союза и штатов.

В ст. 301 Конституция установила, что производство, тор­говля и оборот в пределах территории Индии свободны. Пар­ламент, однако, может подвергать законом эту свободу в отно­шениях между штатами или в пределах какой-либо части тер­ритории страны таким ограничениям, каких может потребовать публичный интерес, однако при этом запрещается любая дис­криминация и любые привилегии для отдельных штатов, кро­ме случаев, когда Парламент укажет, что преимущество или дискриминация обусловлены нехваткой товаров в какой-либо части страны. Легислатура штата может законом обложить на­логом ввозимые из других штатов или союзных территорий товары, если подобные товары производятся в данном штате, не допуская при этом дискриминации, или с предварительно­го согласия Президента разумно ограничить указанную свобо­ду в публичных интересах.

Среди руководящих принципов государственной политики Конституция предусмотрела в ст. 48 обязанность государства прилагать усилия к организации земледелия и животноводства на современной и научной основе, в частности предпринимать шаги к сохранению и улучшению пород скота и запрещению убоя коров, телят и другого молочного и тяглового скота. За первые два десятилетия независимости Индия в основном до­билась самообеспеченности в области продовольствия. В 80-е гг. она начала экспортировать зерновые, а в середине 90-х гг. выш­ла на второе место в мире по производству пшеницы, отодви­нув на третье место США*.

* См.: Юрлов Ф. Н. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998. С. 46.

Согласно ст. 265 налоги могут устанавливаться и взиматься только в силу закона. Основная масса финансовых средств Союза, поступающих из различных источников (налоги, зай­мы и др.), образуют в совокупности Консолидированный фонд Союза, а прочие поступления помещаются на публичный счет Индии. Средства Консолидированного фонда расходуются в соответствии с законом на установленные Конституцией цели. Кроме того, законом учреждается Фонд непредвиденных расхо­дов Индии, находящийся в распоряжении Президента, который может производить расходы из него в непредусмотренных слу­чаях до последующего утверждения Парламентом. Аналогич­ные фонды создаются в штатах. Денежные операции в этих фондах регулируются соответственно законом Парламента или легислатуры штата, а до издания такого закона — соответствен­но Президентом или губернатором штата.

Конституция запрещает, как правило, облагать налогом продажу или приобретение товаров, если это имеет место вне пределов государства либо в ходе экспортно-импортных опе­раций. Собственность Союза, если законом не предусмотрено иного, не подлежит налогообложению со стороны штатов.

Союз из своих доходов может производить расходы на любые публичные цели независимо от того, предусмотрены ли эти цели законом. Такое право есть и у штатов.

Конституция обязала государство стремиться обеспечить гражданам единый гражданский кодекс, действующий на всей территории страны, однако пока что его нет.

Социальные отношения регулируются Конститу­цией главным образом в ч. IV "Руководящие принципы госу­дарственной политики". В этой главе, как и в гл. III "Основные принципы", под государством понимаются Правительство и Парламент Индии, правительство и легислатура каждого из штатов и все местные или иные власти, действующие на тер­ритории Индии или под контролем Правительства Индии.

В ст. 38 на государство возложена обязанность прилагать усилия для повышения благосостояния народа посредством возможно лучшего обеспечения и охраны общественного строя, при котором социальная, экономическая и политическая спра­ведливость будет пронизывать все учреждения национальной жизни. В особенности государство должно стремиться миними­зировать неравенство в доходах и добиваться исключения не­равенства в статусе, условиях и возможностях не только ин­дивидов, но и групп народа, проживающих в различных ре­гионах или занятых в различных сферах деятельности.

Государство согласно ст. 39 должно направлять свою по­литику на обеспечение:

— равного права граждан — мужчин и женщин — на адек­ватные средства к жизни;

— распределения собственности и контроля над матери­альными ресурсами общества в интересах наилучшего служе­ния общему благу;

— недопущения концентрации благосостояния и средств производства в результате функционирования экономической системы в ущерб обществу;

— равной оплаты равного труда мужчин и женщин;

— недопущения злоупотреблений здоровьем и силой ра­ботников — мужчин и женщин и нежным возрастом детей и принуждения граждан в силу экономической необходимости за­ниматься дополнительным трудом, не соответствующим их возрасту или силе;

— возможностей и условий для здорового развития детей в обстановке свободы и достоинства и охраны детей и молоде­жи. Последнее включено 42-й поправкой и имеет большое зна­чение для страны, где, по официальным данным, лишь 15% детей в возрасте до пяти лет получают нормальное питание, а около 44 млн. детей в возрасте от 5 до 15 лет вынуждены работать*.

* См.: Корнеев В. Л. Индия: 80-е годы. М., 1986. С. 110.

В качестве долга государства Конституция в ст. 47 устано­вила улучшение питания и повышение уровня жизни, а также улучшение общественного здравоохранения. В частности, го­сударство должно стремиться к запрещению потребления для немедицинских целей отравляющих напитков и наркотиков. В независимой Индии много сделано для улучшения системы здравоохранения, что позволило сократить уровень смертно­сти и в два раза повысить среднюю продолжительность жиз­ни. Однако квалифицированная врачебная помощь охватывает лишь около четверти населения и остается в значительной сте­пени привилегией богатых.

44-я поправка включила в Конституцию ст. 39-а, обязав­шую государство обеспечивать, чтобы функционирование пра­вовой системы содействовало справедливости на базе равных возможностей, и в частности предоставлять бесплатную юри­дическую помощь, чтобы ни одному гражданину не был за­крыт доступ к правосудию по причине экономической или иной неспособности.

Руководящие принципы (ст. 41—43) обязали государство реализовывать в рамках его экономических возможностей и развития положение об обеспечении права на труд, на обра­зование и на публичную помощь в случаях безработицы, ста­рости, болезни и инвалидности, как и в других случаях неза­служенной нужды. Оно обязано также издавать положения о справедливых и гуманных условиях труда и о пособии по ма­теринству. Оно должно прилагать усилия к обеспечению всем работникам соответствующей прожиточному минимуму зара­ботной платы, условий труда, гарантирующих достойный уро­вень жизни и полноценный досуг, социальные и культурные возможности. В частности, государство обязано поощрять стро­ительство коттеджей в сельской местности на индивидуальной и кооперативной основе. Приходится, однако, констатировать, что безработица не уменьшается радикальным образом, а пособия по безработице впервые в стране были введены в 1978 г. лишь в штатах Керала и Западная Бенгалия, где было сильно влияние коммунистов.

Сохраняется вопиющее неравенство доходов. Около 1/3 индийцев имеют доход ниже уровня бедности. На селе продол­жает существовать такой пережиток феодализма, как отработ­ки за долги, несмотря на конституционный запрет и Закон 1976 г., который лишил "долговой труд" юридической основы и защиты. Число лиц, попавших в такую долговую кабалу, еще полтора десятилетия назад превышало 3 млн.* Можно от­метить определенную гуманизацию труда на основе приведен­ных положений Конституции. В 1948 г. был принят закон, ог­раничивший рабочий день восемью часами и предоставивший работникам право на двухнедельный оплачиваемый отпуск.

* Корнеев В. Л. Указ. соч. С. 19

Еще в 1958 г. Правительство попыталось ввести на ряде промышленных предприятий советы совместного управления с целью привлечения трудящихся к руководству предприятиями*. 42-я поправка возложила на государство обязанность предпринять шаги для обеспечения участия работников в уп­равлении производственными организациями, в которых они заняты (ст. 43-а). Однако это решение пока в значительной степени остается на бумаге.

*См.: Pylee M. V. Worker Participation in Management. Myth & Reality. Delhi, 1975. P. 278.

Та же поправка обязала государство охранять и улуч­шать окружающую среду, беречь леса и животный мир стра­ны (ст. 48-а). Оно обязано охранять памятники, а также места и объекты, представляющие художественный или историчес­кий интерес, объявленные законом или согласно закону име­ющими национальное значение, от порчи, искажения, разру­шения, ликвидации, передачи или вывоза (ст. 49 в редакции 7-й поправки 1956 г.).

В области культуры государству предписано в тече­ние 10 лет после вступления в силу Конституции ввести бес­платное и обязательное образование для всех детей до дости­жения ими 14-летнего возраста. Особую заботу оно должно проявлять об образовании и экономическом положении "сла­бых слоев народа", в частности отсталых каст и племен, за­щищать их от социальной несправедливости и всех форм эксп­луатации (ст. 45, 46).

В сфере образования Правительство добилось определен­ных успехов. Так, только за последние 20 лет количество на­чальных школ выросло почти в 1,5 раза, средних специальных учебных заведений — в 6,5, а университетов — в 3 раза. Все правительства, приходя к власти, принимают программы борьбы с неграмотностью, но осуществляются они крайне медленно.

Наши рекомендации