Понятие признаки и функции права.
Понятие социальной нормы
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.) , действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Также существуют и:
религиозные нормы;
политические нормы;
эстетические нормы;
организационные нормы;
Понятие признаки и функции права.
Под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и им охраняемых (гарантированных) и выражающих общие и частные интересы государства и населения страны.
Общие признаки права:
1) общий характер права (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
2) общеобязательность, так как исходит от государства и им охраняется,
3) право — есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.
4) по своей социальной сущности право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.
5) право имеет конкретную форму (формальность), т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);
6) право представляет собой систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
7) право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.
Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права. 1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, в также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.
2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений вредных для личности и общества. Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.
Элементы формы государства.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
форму правления,
Форму территориального (государственного) устройства
Виды форм правления.
Форма государственного правления– это элемент формы государства, который выражает способ организации высших органов власти. две формы правления:монархиюиреспублику.
При монархической (греческое слово monarchia — единовластие) форме правления верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху. Монархия как форма правления отличается следующими признаками:
- существование единоличного носителя верховной власти, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
- монарх представляет государство по собственному праву. которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха,благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
- отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства,
республика (лат. res — дело, publicus — общественный) — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия. Республиканское правление — это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Президентская республика имеет юридически отличительные черты. Избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).
Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчиненных только ему министров. Президент обладает правом отлагательного вето. Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах.
Виды политического режима.
Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическомуиантидемократическому политическим режимам.
Демократический режимпредполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.
Антидемократический режимотвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.
Антидемократические политические режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.
Гражданство РФ.
Гражданство РФ –это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – юридическая категория. Гражданин РФ – физическое лицо (человек), обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства. Гражданство каждого человека оформляется индивидуально, подтверждается паспортом и иными документами, устойчиво и не может быть изменено произвольно.Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным Законом «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. ражданами РФ являются лица, которые:
- имели гражданство РФ на день вступления в силу закона – т.е. на 01.07.2002;
- приобрели гражданство РФв соответствии с законом.
Документ, подтверждающий гражданство:
-паспорт гражданина РФ;
- иной документ, содержащий указание на гражданство.
Закон «О гражданстве РФ» предусматривает такие основания приобретения гражданства, как:
- по рождению;
в результате приема в гражданство;
- в результате восстановления в гражданстве;
-по иным основаниям, предусмотренным законодательством и международными договорами РФ.
Содержание принципа разделения властей.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.
Правовой статус Президента
Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации главой государства в нашей стране является Президент России.
Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
Президент выступает как глава государства;
- он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.
Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации главой государства в нашей стране является Президент России.
Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
- Президент выступает как глава государства;
- он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;
- Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
обладает законодательными и исполнительными полномочиями, особенно широкими в сфере исполнительной власти.
Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В его выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента Российской Федерации — 4 года, по Конституции 1978 года Глава государства избирался на 5 лет.
Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня избрания Президента. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет (в то время, как для избрания в Государственную Думу достаточно достижения 21 года); постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Максимальный возраст по ныне действующей Конституции не устанавливается.
В Основном законе нашего государства содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного человека на продолжительный срок, то есть, по сути, против установления авторитарного режима в стране. Но Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд.
Федеральные органы
В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:
· Министерства;
· Федеральные службы;
· Федеральные агентства.
Региональные органы
· Министерства;
· Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г. Москвы).
· Департамент
· Главное управление
Принципы правосудия.
Принципы правосудия — это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.
1. Принцип законности
2. Принцип справедливости
3. Принцип осуществления правосудия только судом
4. Принципы независимости судей
5. Принцип равенства всех перед судом и законом
6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту
7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту
8. Национальный язык судопроизводства
9. Принцип состязательности сторон
10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:
11. Принцип открытого разбирательства дел:
· Гласность (кроме тайного заседания всё проговаривается)
· Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)
12. Принцип презумпции невиновности
13. Принципы законности и компетентности суда
14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
15. Принцип обязательности судебных решений и судьи
Совокупность этих принципов и образует систему демократических основ правосудия. Некоторые из этих принципов правосудия можно отнести к принципам судоустройства (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в отправлении правосудия и др.) а другие к принципам судопроизводства (состязательность и равенство сторон, презумпция невиновности и др.). Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда, все они рассматриваются как принципы правосудия в целом.
Суды общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения (например, в Москве), военные суды (в гарнизонах, военных соединениях).
Все это федеральные суды. Названия краевой, областной, верховный суд республики не означают, что это суды субъектов РФ. Председатели и судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации, другие судьи судов общей юрисдикции (в том числе судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии.
Присяжные заседатели.
Присяжные заседатели - это граждане, которые участвуют в судебном заседании в качестве непрофессиональных судей, принимают решение о виновности или невиновности подсудимого и выносят свой вердикт.
Присяжные заседатели выбираются методом случайной выборки – при помощи компьютерной программы. Компьютер выбирает потенциальных кандидатов из подготовленных списков. Списки составляются каждые 4 года Высшим исполнительных органом власти субъекта РФ. Для того чтобы попасть в списки присяжных заседателей, гражданину предъявляются некоторые требования: кандидатом в присяжные заседатели может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, не имеющий непогашенную или неснятую судимость, дееспособные, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. На момент составления кандидатов гражданин РФ не может являться подозреваемым или обвиняемым в совершение преступлений, он должен владеть языком, на котором ведется судопроизводство, не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (Федеральный Закон от 20 августа 2004г. № 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ” Статья 3).
34. Понятие правоохранительных органов; основные правоохранительные органы в РФ. Правоохранительный орган — это учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом обеспечивать безопасность, законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью. суды (общей юрисдикции, арбитражные и др.);
2) третейские суды;
3) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
4. Органы юстиции РФ;
5) Судебный департамент при Верховном суде РФ;
6. органы предварительного следствия (следователи Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
7) органы дознания (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции РФ, органы по контролю за оборотом наркотиков, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органы внешней разведки Министерстав обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов,
8. нотариат;
9) адвокатура (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
10) некоторые иные правоохранительные органы.
Понятие социальной нормы
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.) , действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Также существуют и:
религиозные нормы;
политические нормы;
эстетические нормы;
организационные нормы;
Понятие признаки и функции права.
Под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и им охраняемых (гарантированных) и выражающих общие и частные интересы государства и населения страны.
Общие признаки права:
1) общий характер права (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
2) общеобязательность, так как исходит от государства и им охраняется,
3) право — есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.
4) по своей социальной сущности право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.
5) право имеет конкретную форму (формальность), т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);
6) право представляет собой систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
7) право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.
Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права. 1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, в также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.
2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений вредных для личности и общества. Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.