Социальные нормы: понятие, признаки, функции, виды. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений. Понятие, признаки и функции социальных норм

Общество представляет собой сложный организм, состоящий из множества взаимосвязанных отношений между людьми, их организациями, группами и т. п. Эти общественные отношения, подчас противоречивые, касающиеся разнонаправленных интересов людей, требуют упорядочивания, регулирования. Одним из основных инструментов регулирования общественных отношений является нормативное регулирование, т. е. регулирование на основе определенных правил поведения.

Нормативное регулирование зародилось на заре человеческого общества и свелось к созданию двух типов норм (правил): социальных и технических.

Техническое нормативное регулирование основывается, прежде всего, на естественных, природных законах и направлено на упорядочение работы людей с техническими и природными объектами.

Технические нормы содержатся в разных специализированных документах: ГОСТ, инструкциях, правилах технической эксплуатации. Наиболее важные из них оформляются в виде нормативно-правовых актов. Такие технические нормы принято называть технико-юридическими.

Социальное нормативное регулирование – это упорядочение поведения людей и их отношений между собой посредством установления и реализации социальных норм.

Социальное нормативное регулирование направлено на отношения, возникающие между людьми в экономической, политической, культурной и иных сферах жизни общества.

Как техническое, так и социальное нормативное регулирование осуществляются посредством определенных правил поведения, норм.

Социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Можно выделить следующие общие признаки социальных норм:

– их возникновение объективно обусловлено потребностями общественной практики;

– они отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

– отражают уровень экономического, социально-политического и духовного развития общества (неадекватные социальные нормы либо активно отторгаются людьми, либо просто ими игнорируются);

– в них опосредуются исторические и национальные особенности жизни общества;

– они формируются не просто в обществе, а внутри относительно замкнутых человеческих коллективов (род, семья, церковь, государство, партия, профсоюз и т. д.). Возникнув в одном из институтов общества, социальная норма может распространиться в обществе в целом;

– отличаются общим характером, абстрактностью (неперсонифицированностью) адресата, т. е. не содержат указаний на конкретного субъекта, регулируют наиболее типичные отношения;

– характеризуются многократностью действия;

– имеют сознательно-волевой характер;

– обязательны к исполнению.

Среди основных функций социальных норм можно выделить следующие:

1) регулятивную. Социальные нормы упорядочивают, регулируют поведение людей;

2) оценочную. Социальные нормы служат основанием оценки поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное и т.д.);

3) трансляционную. Через социальные нормы передается определенный социальный опыт прошлых поколений, достижения развития общества.

Виды социальных норм

По сфере регулирования и механизмам воздействия социальные нормы можно делить на следующие:

– религиозные нормы;

– моральные нормы;

– нормы права;

– обычаи;

– политические нормы;

– корпоративные нормы (нормы общественных организаций).

Обычаи – правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики и вошедшие в привычку.

Это исторически наиболее древняя группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. По своей природе обычаи консервативны, могут содержать предрассудки, пережитки прошлого. С одними обычаями государство вынуждено бороться (например, как инфантицид – убийство новорожденных детей в ряде доиндустриальных обществ, сати – обычай сожжения вдовы вместе с телом умершего мужа в Индии, похищение невесты на Кавказе и в Средней Азии), к другим относится безразлично (обычай уплаты калыма семье невесты), третьи признает, санкционирует (т. е. наделяет обязательной силой, обеспеченной возможностью применения государственного принуждения к нарушителям).

Моральные нормы – правила общего характера, основанные на представлениях о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости, служащие мерилом оценки деятельности индивидов.

Мораль несет в основном оценочную нагрузку.

Религиозные нормы – правила, определяющие порядок исполнения религиозных обрядов и культов, регулирующие отношения верующих между собой, отношения верующих с неверующими, представителями иных религиозных конфессий.

По своему характеру религиозные нормы могут быть предписывающими определенные положительные действия (совершение покаяния, отправление определенных религиозных обрядов – совершение намаза, соблюдение поста и т. д.) или, напротив, запрещающими определенные поступки (библейские заповеди «не убий», «не укради»; запрет женщинам входить в мечеть с непокрытой головой в исламе).

Специфичны средства обеспечения религиозных норм: обещание награды (зачастую – ожидаемой в потустороннем мире, после смерти человека) или кары от сверхъестественных сил.

Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в объ-единениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим, как правило, формализованы, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, несоблюдение этих норм влечет определенные санкции.

Говоря о связи корпоративных и правовых норм, необходимо отметить, что правовые нормы (содержащиеся в Конституции и федеральных законах – «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях» и т. д.) корректируют нормы общественных объединений, очерчивают их рамки.

Политические нормы – нормы, определяющие поведение субъектов политической жизни, отношения, возникающие по поводу обладания государственной властью. Нормы данной разновидности могут закрепляться в различных политических декларациях, программных документах политических организаций. Они служат основой для достижения определенных целей в политике, нередко предусматривают вариантность поведения субъектов в реализации их возможностей, отличаются декларативным характером.

Наши рекомендации