Понятие, признаки, принципы и функции права

Право возникло одновременно с государством, на основе одних и тех же предпосылок. Возникнув, с течением времени, право заняло центральное место в системе социального регулирования общественных отношений.

По своим свойствам и регулятивным качествам, по заключенной в нем энергии, право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право?

В юридической науке слово «право» употребляется в двух смыслах /значениях/:

1. Право в субъективном смысле.

2. Право в объективном смысле.

Право в субъективном смысле употребляется как правомочие конкретного лица (субъекта), оно определяет меру его возможного поведения.

Пример: Право на образование; право вступить в наследство и т.д.

Право в объективном смысле обозначает реально существующую действительность, т.е. совокупность (систему) правовых норм.

С этих позиций определим и рассмотрим следующие признаки (черты) права:

1. Право – это, прежде всего, совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством.

Из большого количества разновидностей существующих в обществе социальных норм только правовые нормы исходят от государства.

Правовые нормы устанавливаются либо компетентными органами непосредственно, либо путем санкционирования иных социальных норм (обычаев), а также путем референдума, проводимого в установленном законом порядке.

2. Право – не простая совокупность издаваемых или санкционируемых государством правил поведения, а систематизированная их совокупность.

Это не случайный набор не связанных между собой правовых норм, а построенная на основе научных, веками формировавшихся принципов, строго выверенная и упорядоченная система.

3. Право выражает государственную волю.

Каждый отдельный нормативный правовой акт выражает волю издавшего его государственного органа. Оно обусловлено волей властвующих, т.е. политически господствующих групп (классов, слоев, партий и т.д.).

4. Право – это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, т.е. подлежащих выполнению всеми субъектами права.

Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются, независимо от того, желают они этого или нет.

Общеобязательность правовых норм в полной мере распространяется и на государство, и на те государственные органы, которые издали правовой акт.

5. Право всегда выступает в определенной, официально выраженной письменной форме.

Официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую формальную определенность (точность формулировок) и подтверждает их определенную юридическую силу, т.е. их место и значимость в иерархии нормативных правовых актов. Это позволяет отграничить право от других разновидностей социальных норм.

6. Должная реализация норм права обеспечивается государством.

Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия, т.к. поощрения, охраны, предупреждения, принуждения, ответственности и другие, которые применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом процедурами.

7. Право как системная совокупность правовых норм характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений.

Если каждая в отдельности правовая норма отличается статичностью, (любое ее изменение означает появление новой формы), то системная совокупность норм так или иначе изменяется, но не обновляется сразу и целиком.

8. Право необходимо для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Рассмотренные выше признаки (черты) права позволяют дать его общее определение.

Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых государством или народом путем референдума в целях регулирования общественных отношений.

Исходя из такого понимания права, попытаемся охарактеризовать его сущность, т.е. главное, основное, что определяет все остальные его признаки, включая социальную ценность. Сущность права состоит в том, чью волю оно выражает, чьи интересы оно защищает.

В основе права лежат основополагающие, руководящие начала, выражающие его сущность и определяющие его функционирование или по-другому принципы.

Принципы права – это основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.

К основным принципам права можно отнести:

1. Принципы демократизма.

Этот принцип означает, что единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. /ст.3/.

2. Принцип социальной справедливости.

Означает, что в максимальной степени должны обеспечиваться интересы всех слоев общества, в том числе и социальных меньшинств.

3. Принцип гуманизма.

Предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правом и свободам. (ст.2 Конституции).

4. Принцип равноправия.

Означает не фактическое равенство в различных сферах общественных отношений, а равенство всех перед законом. (ст.22 Конституции).

5. Принцип законности.

Заключается в строгой иерархии нормативных правовых актов, т.е. в верховенстве закона и подчинении ему всех других, подзаконных нормативных актов (ст. 7 Конституции).

6. Принцип единства прав и обязанностей.

Означает, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями. Это обусловлено тем, что всякое право, так или иначе, реализуется через чью-то обязанность или при ее наличии (ч.2 ст.2 Конституции).

7. Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние.

Предполагает, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, прямо предусмотренное в законодательном акте.

Характеристика права была бы неполной без определения его функций.

Функции права – это основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.

К основным функциям права относятся:

1. Регулятивная.

Под ней понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление.

2. Охранительная.

Под ней понимают действие права, нацеленное на охрану общественных отношений, в которых заинтересовано государство.

3. Воспитательная.

Содержит в себе двуединое начало:

а) она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах основ существующего общественного строя, необходимости его укрепления и развития:

б) она заключается в утверждении в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал.

В целом воспитательная функция направлена на формирование правовой культуры всего общества и каждого его члена в отдельности, без чего невозможно создание и эффективное функционирование правового государства.

4. Организаторская.

5. Предупредительная.

6. Информационная.

7. Оценочная и т.д.

ТИПОЛОГИЯ ПРАВА

Типология права – это его классификация по каким-либо общим признакам или отличительным чертам.

Исторический тип права – совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих правовые системы определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации.

К настоящему времени в теории права сложились два основных подхода к определению исторических типов права – формационный и цивилизованный.

В основе формационного подхода лежит марксистская трактовка деления истории человеческого общества на этапы, соответствующие общественно-экономическим формациям – рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической.

Соответственно этому выделяются следующие типы права:

- рабовладельческое,

- феодальное,

- буржуазное,

- социалистическое.

В основе цивилизационного подхода лежат определенные уровни человеческой цивилизации или в узком смысле слова – правовой культуры общества. Соответственно этому в качестве типов права выделяют:

- древнее;

- средневековое;

- современное право.

В свою очередь древнее право подразделяется на:

а) древневосточное (обычное);

б) древнегреческое (полисное);

в) римское.

Средневековое подразделяется на:

а) Европейское (партикулярное);

б) раннепрецедентное;

в) восточно-религиозное.

Современное право подразделяется на:

а) Романо-германское (континентальное);

б) Англосаксонское (прецедентное);

в) Религиозно-традиционное (мусульманское, индусское и другие).

Для нас наибольший интерес представляют правовые системы (семьи) современного права, которые мы кратко рассмотрим.

а) Романо-германское (континентальное) право.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в XII-ХVI веках на базе Свода законов Юстиниана в общую для многих европейских стран юридическую науку. (Франция, Италия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Венгрия, Беларусь, Украина и др.).

Характерные черты романо-германской правовой семьи:

1. Наличие писаного права.

2. Единая иерархическая система источников права.

3. Деление системы права на отрасли.

4. Носит ярко выраженный кодифицированный характер.

5. Основной источник права – нормативный правовой акт.

Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет.

б) Англосаксонское (прецедентное) право.

Основой такого права является юридический прецедент, т.е. решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному делу, которому придано значение общего правила, обязательного при рассмотрении аналогичных дел в последующем (США, Англия, Канада, и др.).

Пример:

Принято считать, что в США существует 51 система права: 50 – в штатах и одна федеральная. В общей сложности в США ежегодно публикуется около 300 томов судебной практики. Кроме того, множество принимаемых законов, особенно в штатах, делает правовую систему США сложной и запутанной.

в) Религиозно-традиционное право.

1) Самой крупной ветвью данной правовой семьи является мусульманское право (Иран, Пакистан, Ливия, Судан, Алжир, Египет, Сирия, Индия и др.).

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (570-632гг.), который от имени Аллаха (Бога) адресовал основные правила поведения верующим мусульманам.

Источниками права являются: Коран, сунна, иджма и кийяс.

Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые служат образцами для мусульман.

Иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии.

Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в Иджме, поэтому Коран и Сунна непосредственно юридического значению не имеют.

Кияс – нормы (решения), сформулированные исламскими правоведами по аналогии. Они представляют собой религиозные идеи, имеющие неоспоримый и вневременной характер.

2. Индусское право. (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Танзания и др.).

Нормы индусского права изложены в книгах, называемых шаетры. По религии индуизма мир покоится на трех основах, трех движущих силах в поведении людей: добродетели (дхарма), интересе (артха), удовольствии (кама).

Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов юридической системы индийского общества.

Индусское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство.

Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношений, кастовом статусе человека и т.д.

Наши рекомендации