Направлениеподготовки 38.03.02 Менеджмент
очная форма обучения / заочная форма обучения
Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися |
Тема 1. Предмет политологииКатегориальный аппарат | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 2/4 | Роль и место политики в жизни современных обществ. Понятия и категории в политологии. |
Тема 2. Политическая власть | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. Подготовка к дискуссии по работе Н. Макиавелли «Государь». | 7/10 | Современные концепции власти |
Тема 3. Политическое лидерство. Политическая элита | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 10/12 | Проблемы «кадрового резерва». Политические лидеры мирового и национального масштаба. Формирование политической элиты современной России. Качественные характеристики современной политической и экономической элиты России |
Тема 4. Государство как политический институт | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 10/12 | Политическая культура: сущность, элементы, функции, типология. Политическая культура современной России |
Тема 5. Политические режимы | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. Подготовка к дискуссии по работе Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс». | 10/14 | Классификация политических режимов. Отличие авторитарного режима от тоталитарного. Особенности политического режима в современной России |
Тема 6. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения. | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 9/12 | Партийные системы: критерии их классификации. Проблемы финансирования политических партий. Гражданское общество и политическая власть, механизм взаимосвязи и взаимодействия. Условия формирования гражданского общества в России |
Тема 7. Избирательные системы. | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. Подготовка к круглому столу «Избирательные технологии на выборах в РФ». | 8/12 | Законодательство об избирательной системе. Финансирование избирательных кампаний |
Тема 8 Основные политические идеологии современности | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 9/10 | Новые тенденции в развитии основных политических идеологий современности. Идеологическое обеспечение реформ в России («Суверенная демократия») |
Тема 9. История политической мысли | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 7/10 | Российская политическая мысль |
Итого 72/96 |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Примерная тематика эссе
1. Политика и мораль (размышления на основе трактата Н. Макиавелли «Государь»).
2. Феномен «человека массы» (размышления по работе Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс»).
3. «Опиум для народа – не религия, а революция» (Симона Вейль).
4. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н.А. Бердяев).
5. «Демократия – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).
6. «Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает» (Жозеф де Местр).
7. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Бернард Шоу).
8. «К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация» (Станислав Ежи Лец).
9. «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).
10. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).
11. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее» (Карл Ясперс).
12. «Свобода есть право на неравенство» (Н.А. Бердяев).
13. «Революционеры не делают революций. Революционеры лишь замечают, что власть лежит на улице, и поднимают ее» (Ханна Арендт).
14. «Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать» (Вольтер).
15. «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Джон Кеннеди).
16. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В.О. Ключевский).
17. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л. Берне).
18. «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (У. Черчилль).
19. «Победа тоталитаризма может совпасть с разрушением человечества» (Ханна Арендт).
20. «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства» (В.И. Ленин).
Примерные варианты контрольной работы
Вариант № 1.
1. Почему, по мнению известных политологов М. Вебера, А. Лоуэлла, М. Дюверже, политические партии как институт представительства интересов являются неотъемлемым атрибутом, без которого немыслимо функционирование демократической политической системы? Свой ответ поясните.
2. Согласны ли Вы с утверждением Симоны Вейль «Опиум для народа – не религия, а революция». Дайте развернутый ответ.
3. Какой политический лидер современной России вызывает у Вас симпатии и почему?
Вариант № 2.
1. В западной политологии выделено три основных типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Опишите феномен социального государства, раскрыв содержание вышеназванных его типов. Ответ подтвердите примерами.
2. Объясните высказывание Станислава Ежи Леца «К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация».
3. Дайте сравнительный анализ советской и современной российской политических элит по следующим характеристикам.