Социально-экономическое развитие
СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг.
После отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. руководство страны вновь вернулось к принципу несовмещения постов. JI. И. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин, с именем которого связаны попытки проведения реформ, во главе государства — А. И. Микоян.
Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Все это проводилось под руководством А. Н. Косыгина, который стал инициатором экономических реформ.
Реформы 1965 г. В 1965 г. проведено два Пленума ЦК КПСС, решения которых были направлены на развитие экономики. Мартовский Пленум рассмотрел положение в сельском хозяйстве. Признано необходимым усилить сочетание общественных и личных интересов, стимулировать труд крестьян, частично снять меры, ограничивающие ведение личного подсобного хозяйства, значительно увеличить ассигнования, обеспечить село техникой, поднять роль сельхознауки, ввести порядок заготовок продукции по повышенным закупочным ценам, развернуть строительство на селе. Сентябрьский Пленум был посвящен проблемам промышленности, где за основу также бралось стимулирование труда, внедрение экономических методов хозяйствования. Если раньше главным показателем был выпуск валовой продукции в стоимостной форме и предприятия стремились выпускать самую дорогую продукцию, то теперь главное — реализация всего изготовленного и получение прибыли, часть которой оставалась предприятию, шла на его расширение и поощрение труда работников. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. В 1966—1967 гг. проведена реформа оптовых цен: вместо низких оптовых цен вводились цены, обеспечивавшие хозрасчет предприятий. Сокращены плановые обязательные показатели. Однако критерием оставался процент обязательных заданий, а не экономическая эффективность труда. На основе экономической реформы 1965 г. подготовлен план восьмой пятилетки (1966—1970), давшей наилучшие показатели развития страны (в строй вступили 1900 предприятий). В 1967 г. введен Знак качества.
Однако реформа не затронула политических структур, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС, против реформы выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. Огромные средства вкладывались в военный комплекс, во внешние займы многим странам. У предприятий все больше отбиралась прибыль, казна пустела, преобладали командно-административные методы руководства, права предприятий не расширялись, увеличивалась власть министерств и ведомств как необходимость «повышения уровня партийного руководства».
Успехи реформы оказались временными. Вновь пришлось ввозить зерно, сельское хозяйство все больше теряло кадры, увеличилась численность городского населения. Страна не вступила в период технологической революции. В мире происходил переход от индустриального к информационному обществу, основанному на использовании систем ЭВМ. В аграрном обществе главным ресурсом развития была земля, в индустриальном — заводы и фабрики, в новом обществе — совокупность информатики, стремительные темпы компьютеризации, наукоемких производств, ресурсо- и энергосберегающих технологий. СССР значительно отставал от передовых стран, выпускал морально устаревшую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Основной причиной отставания стал кризис всей социалистической системы. Реформа 1965 г. не могла спасти положение, вступила в противоречие с существующей системой и была свернута. В 1979 г. предпринята еще одна попытка совершенствования хозяйственного механизма за счет повышения роли партийного руководства. Однако и эти меры были безрезультатны. Директивная модель экономики исчерпала свои ресурсы. В 1980 г. А. Н. Косыгин сменен Н. А. Тихоновым.
Отставание экономики, все еще носившей экстенсивный характер, прикрывалось лозунгами о внедрении интенсификации, борьбе за качество и экономию. Ощущалась большая нехватка рабочей силы, так как снизилась рождаемость, многие работники вышли на пенсию, а молодежь в большинстве училась в вузах и техникумах. Оборудование значительно износилось, топливно-энергетические источники переместились за Урал, что вызвало удорожание перевозок. Огромные средства уходили на ВПК, на поддержание значительно разросшейся бюрократии. Промышленность Москвы и Ленинграда пополнялась лимитчиками — приглашенными на работу людьми с периферии.
Вместе с тем страна все больше экспортировала нефть, газ, электроэнергию, превращаясь в сырьевой придаток капиталистического мира. Увеличился ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, появилась «теневая экономика». Процветала гигантомания, началось строительство БАМа, Чебоксарской ГЭС с затоплением огромной территории. Строительство многочисленных промышленных объектов зачастую было экономически нецелесообразно. Они истощали экономику, превращались в «долгострой». Быстро старело оборудование, выпускавшиеся образцы изделий не соответствовали международным стандартам. Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность, были велики потери сельхозпродуктов при уборке, хранении и перевозках. В 1982 г. разработана Продовольственная программа, рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Складывался, как говорили в конце 80-х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.