Социально-экономическое развитие

СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг.

После отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. руководст­во страны вновь вернулось к принципу несовмещения постов. JI. И. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин, с именем которого связаны попытки проведения реформ, во главе государства — А. И. Микоян.

Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, измене­на система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Все это проводи­лось под руководством А. Н. Косыгина, который стал инициа­тором экономических реформ.

Реформы 1965 г. В 1965 г. проведено два Пленума ЦК КПСС, решения которых были направлены на развитие экономики. Мар­товский Пленум рассмотрел положение в сельском хозяйстве. Признано необходимым усилить сочетание общественных и лич­ных интересов, стимулировать труд крестьян, частично снять меры, ограничивающие ведение личного подсобного хозяйства, значительно увеличить ассигнования, обеспечить село техникой, поднять роль сельхознауки, ввести порядок заготовок продукции по повышенным закупочным ценам, развернуть строительство на селе. Сентябрьский Пленум был посвящен проблемам промыш­ленности, где за основу также бралось стимулирование труда, внедрение экономических методов хозяйствования. Если раньше главным показателем был выпуск валовой продукции в стоимост­ной форме и предприятия стремились выпускать самую дорогую продукцию, то теперь главное — реализация всего изготовленного и получение прибыли, часть которой оставалась предприятию, шла на его расширение и поощрение труда работников. Проис­ходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. В 1966—1967 гг. проведена реформа оптовых цен: вместо низких оп­товых цен вводились цены, обеспечивавшие хозрасчет предпри­ятий. Сокращены плановые обязательные показатели. Однако критерием оставался процент обязательных заданий, а не эконо­мическая эффективность труда. На основе экономической рефор­мы 1965 г. подготовлен план восьмой пятилетки (1966—1970), дав­шей наилучшие показатели развития страны (в строй вступили 1900 предприятий). В 1967 г. введен Знак качества.

Однако реформа не затронула политических структур, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС, против реформы вы­ступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. Огромные средства вкладывались в военный комплекс, во внеш­ние займы многим странам. У предприятий все больше отбира­лась прибыль, казна пустела, преобладали командно-администра­тивные методы руководства, права предприятий не расширялись, увеличивалась власть министерств и ведомств как необходимость «повышения уровня партийного руководства».

Успехи реформы оказались временными. Вновь пришлось ввозить зерно, сельское хозяйство все больше теряло кадры, уве­личилась численность городского населения. Страна не вступи­ла в период технологической революции. В мире происходил переход от индустриального к информационному обществу, ос­нованному на использовании систем ЭВМ. В аграрном обществе главным ресурсом развития была земля, в индустриальном — за­воды и фабрики, в новом обществе — совокупность информатики, стремительные темпы компьютеризации, наукоемких произ­водств, ресурсо- и энергосберегающих технологий. СССР значи­тельно отставал от передовых стран, выпускал морально устарев­шую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Основной причиной отставания стал кризис всей социалистической системы. Реформа 1965 г. не мог­ла спасти положение, вступила в противоречие с существующей системой и была свернута. В 1979 г. предпринята еще одна по­пытка совершенствования хозяйственного механизма за счет по­вышения роли партийного руководства. Однако и эти меры были безрезультатны. Директивная модель экономики исчерпала свои ресурсы. В 1980 г. А. Н. Косыгин сменен Н. А. Тихоновым.

Отставание экономики, все еще носившей экстенсивный ха­рактер, прикрывалось лозунгами о внедрении интенсификации, борьбе за качество и экономию. Ощущалась большая нехватка рабочей силы, так как снизилась рождаемость, многие работники вышли на пенсию, а молодежь в большинстве училась в вузах и техникумах. Оборудование значительно износилось, топливно-энергетические источники переместились за Урал, что вызвало удорожание перевозок. Огромные средства уходили на ВПК, на поддержание значительно разросшейся бюрократии. Промыш­ленность Москвы и Ленинграда пополнялась лимитчиками — приглашенными на работу людьми с периферии.

Вместе с тем страна все больше экспортировала нефть, газ, электроэнергию, превращаясь в сырьевой придаток капиталисти­ческого мира. Увеличился ввоз зерна, продуктов, товаров народ­ного потребления, появилась «теневая экономика». Процветала гигантомания, началось строительство БАМа, Чебоксарской ГЭС с затоплением огромной территории. Строительство многочислен­ных промышленных объектов зачастую было экономически неце­лесообразно. Они истощали экономику, превращались в «долго­строй». Быстро старело оборудование, выпускавшиеся образцы из­делий не соответствовали международным стандартам. Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность, были вели­ки потери сельхозпродуктов при уборке, хранении и перевозках. В 1982 г. разработана Продовольственная программа, рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Складывался, как говорили в конце 80-х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.

Наши рекомендации