Социально-экономическое развитие

Существенные изменения прослеживаются в области экономи­ки и социальной политики.

Подавляющая масса населения страны, как и в предшествую­щем столетии, была занята в сельском хозяйстве. Хотя эта от­расль народного хозяйства при феодализме развивалась чрезвы­чайно медленно, но и здесь можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные развитием промышленности и увеличением спроса ча сельскохозяйственное сырье. Для суконных мануфактур тре­бовалась шерсть. С этим связаны меры правительства по раз­витию в стране овцеводства, в частности создания на Украине кРУпных овцеводческих ферм с вывезенными из Испании и Сак­сонии породистыми овцами.

Развитие текстильных мануфактур вызвало расширение посе-

bob льна. Указ 1715 г. предписывал сеять лен и коноплю во всех губерниях страны, причем посевы этих культур в старых льноводческих районах должны были увеличиться вдвое. В от­личие от XVII в. в инструкциях помещиков приказчикам первой четверти XVIII столетия наряду с пунктами судебно-полицейско-го содержания (о неприеме беглых, о наказании плетьми за раз­личные провинности) включены наставления об уходе за скотом определяется время выполнения сельскохозяйственных работ предусматривается порядок удобрения полей навозом и т. д. Од­нако основной путь развития производительных сил в сельском хозяйстве состоял не в их интенсификации, а в расширении по­севных площадей за счет освоения новых районов. Земледель­ческая колонизация все в больших размерах проникала в По­волжье, Урал и Сибирь. Вслед за крестьянами, оседавшими на землю, на юг и в Поволжье устремились помещики, превращав­шие поселенцев в крепостных.

Показателем развития крепостнических отношений в стране было расширение дворянского землевладения, укрепление фео­дальной собственности на землю, с одной стороны, и рост фео­дальной эксплуатации — с другой.

Старинная система раздачи земель служилым людям по оте­честву уже изжила себя, и рядовые дворяне были переведены на денежное жалованье. Царь жаловал землею не за службу, а за особые заслуги. Но и такого рода пожалования приводили к зна­чительному росту дворянского землевладения. Только с 1682 по 1710 г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс. крестьянских дворов. Огромные пожалования полу­чили ближайшие сотрудники Петра I. А. Д. Меншиков стал владельцем 100 тыс. душ крепостных; фельдмаршал Б. П. Шереме­тев получил от царя дворцовую Юхотскую волость в Ростов­ском уезде и др.

Одновременно с расширением площади дворянского земле­владения расширялись права дворян на землю. В XVI— XVII вв. различались две формы феодального землевладения: поместье — пожизненное владение, обусловленное обязательной службой, и вотчина — безусловная и наследственная собствен­ность. Процесс стирания граней между поместьем и вотчиной происходил еще в XVII в., но только указ о единонаследии 1714 г.окончательно оформил слияние этих двух форм земле­владения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены «недвижимой» собственностью. Правда, указ 1714 г. запрещал продавать и закладывать поместья и вотчины, а также делить их на части между наследниками. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движи­мое имущество получали остальные сыновья, дочери и вдова. Это мотивировалось необходимостью предотвратить дробление земельных владений и измельчение помещичьих хозяйств. Одна­ко главная цель указа состояла в том, чтобы принудить мо-256

лодых дворян «хлеба своего искать службою, ученьем, торгами и прочим».

Консолидации дворянского сословия способствовала также «Табель о рангах» 1722 г.,вводившая новый порядок прохож­дения службы. В предшествующее время основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения. Отмена местничества в 1682 г. нанесла удар оп­ределению служебной карьеры по породе, но полностью не лик­видировала ее. Лишь «Табель о рангах» на первое место поста­вила не породу, а личные способности, образование и практиче­ские навыки дворянина. Она открыла доступ для представителей мелкого и среднего дворянства к высшим должностям в государ­стве.

Вместе с тем «Табель» ликвидировала прежнее деление гос­подствующего класса-сословия на чины. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии и флоте и канцлера на гражданской службе до самого низкого, 14-го ранга прапорщика и коллежско­го регистратора. Сыновьям родовитых отцов отдавалось предпо­чтение только во время дворцовых приемов, но никакого ранга они не получали, если не находились на службе. Личные спо­собности выдвинули из среды неродовитого дворянства ряд крупных государственных деятелей петровского времени, таких, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и др.

Вместе с тем «Табель о рангах» предоставляла возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе и обер-офицер-ского чина (начиная с прапорщика) по военной они становились потомственными дворянами, приобретая тем самым все приви­легии этого сословия. Князь Меншиков, в конце жизни пожа­лованный чином генералиссимуса, в детстве, согласно молве, торговал пирожками; московский вице-губернатор В. С. Ершов, президент Ратуши А. А. Курбатов до своего возвышения были крепостными крестьянами.

Главная социальная мера правительства в отношении кре­стьян состояла в проведении переписи 1718—1724 гг.,с оконча­нием которой в России подворное обложение было заменено по-душной податью.

Начиная с 1678 г. единицей обложения в России был двор.

8 первом десятилетии XVIII в. правительство, испытывая боль­
шую нужду в деньгах и рассчитывая на прирост населения,
решило в 1710 г. провести новую перепись, обнаружившую
Уменьшение населения.

Основная причина выявленной «пустоты» состояла в бегстве крестьян. Но вместе с тем имела значение и утайка количества Дворов, осуществляемая помещиками. Чтобы уменьшить число Плательщиков, они нередко объединяли несколько семей родст-

9 История СССР до 1861 года 257

Ванников, а иногда и чужих друг другу людей в один двор Прибыльщики и прожектеры (лица, подававшие «прожекты» — проекты реформ) петровского времени высказывали правитель­ству свои критические замечания в адрес существовавшей подворной системы обложения и настоятельно рекомендовали правительству перейти к «поголовщине», сделать единицей обло­жения не двор, а мужскую душу.

В 1718 1 правительство приступило к проведению подушной переписи населения, причем подача сказок была возложена на самих помещиков, которые должны были это сделать в течение года Но прошло несколько лет, а помещики, несмотря на неодно­кратно повторявшиеся грозные указы правительства, сведений не подавали, а те из дворян, которые представили их, как выясни­лось, показали в них не все число крестьян, которыми они фак­тически владели Не добившись сведений о численности населе­ния от помещиков и монастырей, правительство в 1722 г реши­ло обревизовать наличные ведомости и с этой целью использова­ло офицеров Таким образом, с 1722 по 1724 г была проведена ревизия результатов первой переписи С этого времени переписи населения получили название ревизий

Проведенная ревизия и связанная с нею податная реформа имела троякое значение, финансовое, социальное и полицейское Финансовое значение состояло в том, что оно позволило перейти от подворного обложения к подушному Ревизия учла 5,6 млн податных душ мужского пола, в том числе 5,4 млн д м п кре­стьян и 183,4 тыс. посадских (3,2%), неподатное население ис­числялось в 515 тыс д м п , а общая численность населения России, включая Сибирь, Прибалтику и Украину, составляла 15,5 млн. человек обоего пола

На крестьян было возложено содержание армии, а на посад­ских - флота Размер подати определили арифметическим путем-4 млн руб , требуемых на армию, разделили на число крестьян-налогоплательщиков, получалась сумма в 74 коп Налог с посад­ских составлял 1 р 14 коп Ученые сходятся на том, что подуш­ная подать была обременительнее налогов, взимавшихся до ее введения, но на сколько — точно установить пока не удается, так как взимание великою множества экстраординарных налогов было не повсеместным, оно часто распространялось на отдель­ные разряды крестьян и на отдельные губернии и даже уезды

В целом доход государства по смете 1724 г по сравнению с 1680 г должен был увеличиться в три раза. Это не значит, что налоговый гнет давил с тройной силой: на рост доходов не­маловажное влияние оказывало значительное увеличение числен­ности налогоплательщиков, а также возросшие поступления от развивавшейся промышленности и торговли

Социальное значение податной реформы состояло в том, что она стала важнейшей после Уложения 1649 г вехой в развитии крепостного права в России. Если Уложение оформило крепост-258

ное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои насе­ления, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы) И те и другие становились навечно крепостными

В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы юж­ных уездов, пашенные люди Сибири и ясашные люди Среднею Поволжья общей численностью в I млн. д м п Государствен­ных крестьян правительство обязало платить в казну сверх по­душной подати 40-копеечный оброк, т е сумму, которую, как считали, вносила мужская душа, принадлежавшая помещику, монастырю или дворцовому ведомству Это означало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации

Первая ревизия, таким образом, пристроила к государствен­ному или владельческому тяглу все трудовое население страны, не оставив среди сельских жителей людей, свободных от кре­постной зависимости

Третий аспект ревизии - полицейский — состоял в введении в стране паспортной системы Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения до­мой Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы Она ужесточила борьбу с бегством, в чем и со­стояло ее главное назначение всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской кан­целярии Борьбу с бегством преследовал и изданный в 1721 г. указ, устанавливавший по сравнению с Уложением 1649 г деся­тикратное увеличение суммы штрафа за держание беглою,— теперь помещик, приютивший беглого, должен был платить вместо 10 100 руб. в год.

Наиболее существенные результаты во время преобразований экономики были достигнуты не в сельском хозяйстве, а в про­мышленности В списке мануфактур должно быть оставлено не 200 предприятий, как считалось ранее, а около 100 Тем не менее достижения в области промышленного развития следует признать грандиозными, гак как в конце XVII в крупное произ­водство России представляла одна парусно полотняная мануфак­тура и чуть больше десятка металлургических

В развитии промышленности прослеживается два этапа, в Первом из них, продолжавшемся до середины второго десятиле­тия XVIII в , основателем мануфактур выступала казна, во вто ром преимущественно частные лица Изменилось и назначение продукции, выпускавшейся крупным производством в первом Периоде эта продукция предназначалась главным образом для военных нужд (металлургия, сукноделие, парусно-полотняное

производство); во втором периоде появляются мануфактуры, вы­пускающие изделия для населения: игральные карты, краски, курительные трубки, шелковые ленты и др.

В промышленной политике правительства тоже прослеживает­ся два этапа: на первом из них, продолжавшемся до 1717 г.,единственным средством поощрения привлечения купеческих ка­питалов в сферу производства была передача купцам на льгот­ных условиях казенных заводов: Невьянского на Урале П. Деми­дову в 1702 г. и полотняной мануфактуры компаниям купцов в 1711 г. В этот же период многочисленные меры правительства наносили такой ущерб купцам, что многие из них разорились. К таким мерам относятся объявление торговли солью и табаком государственной монополией, принудительное перенесение тор­говли с заграницей из Архангельска в Петербург, запрещение пользоваться речными судами старой конструкции, расширение списка товаров, монополизированных казной при торговле с за­границей, выполнение купцами разнообразных поручений пра­вительства, связанных с отрывом их от собственных торговых операций, взимание многочисленных налогов с купцов. Перечис­ленные меры либо лишали купцов возможности извлекать при­быль от торговли товарами, пользовавшимися большим спросом на внутреннем и внешнем рынке (соль, юфть, щетина, ревень, пенька и др.), либо разрушали налаженные пути движения товаров для продажи за границу, либо изымали в казну в форме налогов значительную долю купеческих капиталов, либо отвлека­ли их от торговли.

Новый этап в торгово-промышленной политике наступает с 1717г., когда государство отказалось от монополии на продажу за границу ряда ходовых товаров, освободило от служб владель­цев мануфактур, а главное — предоставило им в 1721 г.права по­купать к предприятиям крепостных. Тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности.

Другим источником обеспечения предприятий рабочей силой, тоже начавшим использоваться при Петре, было закрепление за мануфактурами беглых крестьян — указом 1722 г.мануфакту­ристы получили право не возвращать помещикам беглых, овла­девших мастерством.

Успехи в развитии промышленности сказались на структуре ввоза и вывоза. Если накануне Северной войны Россия ввозила высшие сорта железа из Швеции, то к концу первой четверти XVIIIв. русская металлургия оказалась способной полностью удовлетворить внутренние потребности в металле и даже произ­водить его для продажи за границу. Первая партия железа в ко­личестве 42,4 тыс. пудов была продана за границу в 1722 г. Опыт оказался настолько удачным, что уральское железо, мягкое в ковке, стало пользоваться устойчивым спросом за границей и ввоз его из года в год увеличивался.

Вершиной протекционистской политики правительства явился

таможенный тариф 1724 г. Размер пошлины, взимаемой с загра­ничных товаров, находился в прямой зависимости от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутрен­него рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за -границы.

Из купцов, вложивших капиталы в мануфактурную промыш­ленность, формировалась особая прослойка феодального общест­ва, по своему социальному статусу приближавшаяся к дворян­ству.

Промышленная политика правительства оказывала на ману­фактурное производство противоречивое влияние. С одной сто­роны, она способствовала увеличению числа мануфактур, что можно оценить как успех в развитии производительных сил Ма­нуфактурная промышленность, кроме того, повышала экономиче­скую независимость России и укрепляла ее обороноспособность. Но, с другой стороны, прогресс осуществлялся на крепостниче­ской основе с использованием ресурсов феодальной системы, что нашло отражение в широком использовании принудительного труда в промышленности. Но иного пути развития Россия тогда не имела.

В основу перечисленных мер поощрения развития промыш­ленности и торговли были положены идеи меркантилизма. Эле­менты меркантилистской политики прослеживаются еще во вто­рой половине XVII в. Тогда правительство ограждало от ино­странной конкуренции торговых людей и торговлю. Мерканти­лизм петровского времени отличается большей зрелостью, он имел в виду прежде всего интересы промышленников и нацио­нальной промышленности.

Мануфактурное производство, на каком бы уровне развития оно ни находилось, не в состоянии обеспечить население промыш­ленными изделиями. Основную массу промышленных товаров по-прежнему поставляли мелкие производители-ремесленники. В го­родах возникли новые виды ремесла, рассчитанные на удовлет­ворение запросов господствующего класса в связи с европеизаци­ей быта: парикмахеры, каретники, позументщики и т. д.

Городские ремесленники на основе указа 1722 г. были объ­единены в цехи. Если в Западной Европе возникновение цехов предшествовало вступлению стран в мануфактурный период и исходило от самих ремесленников, пытавшихся жесткой регла­ментацией предотвратить конкуренцию и усилить свои позиции в борьбе с феодалами, то в России цехи были организованы по инициативе государства, и в тот период, когда страна уже имела крупную промышленность. Цехи были учреждены прежде всего с Целью организованного использования труда разрозненных мелких производителей для изготовления изделий, необходимых армии и флоту. Русские цеховые уставы были лишены ряда ограничений, тормозивших развитие ремесла: не регламентирова-

ли размеры производства мастера, разрешали ему держать лю­бое количество подмастерьев и учеников, допускали конкурен­цию с внецеховым производством

Рост промышленности, строительство городов, создание регу­лярной армии и флота обусловили широкое развитие обмена Увеличилось число людей, не связанных с сельским хозяйством, отсюда повысился спрос на сельскохозяйственные продукты Но развитие внутренней торговли стимулировалось не только ростом общественного разделения труда, но и налоговой поли­тикой правительства Чтобы уплатить подушную подать и внести оброк помещику, крестьянин вынужден был продавать не только излишки, но и необходимые ему продукты или отправлялся в го­род на заработки

Немаловажное значение в развитии торговли имел пуск в 1709 i Вышневолоцкою канала, который позволил связать деше­вым речным путем обширный бассейн Волги с северо-западными областями России, в том числе с Петербургом

В 1726 г торговый оборот Петербурга в 12 раз превышал торговый оборот Архангельска Для внешнеторговых связей ис­пользовались также приобретенные в ходе Северной войны такие портовые города, как Рига, Ревель (Таллинн), Выборг и др Из России вывозились преимущественно лен, пенька, кожи, мачто­вый лес, канаты, поташ Новое в структуре русского экспорта состояло в продаже за границу изделий молодой промышленно­сти железа и полотна За границей Россия закупала изделия мануфактурной промышленности сукна, краски, шелковые мате­рии, вино и колониальные товары сахар, пряности и т д Баланс внешней торговли был активным для России, вывоз в два раза превышал ввоз Достижение активного торгового баланса явля­лось заветной мечтой меркантилистов всех стран, считавших приток благородных металлов в страну одним из важнейших показателей обогащения государства

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством Во многом была преодолена технико-экономиче­ская отсталость Однако в экономической характеристике страны решающее значение имела не промышленность и городское насе ление с его более передовыми производственными навыками, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими от­ношениями, задерживавшими рост производительных сил

Отсталость проявлялась и в низком удельном весе городско­го населения, и в структуре внешней торговли, где главным пред­метом русского экспорта были не промышленные товары, а сель­скохозяйственное сырье, а в вывозе товаров морским путем пре­обладающая роль принадлежала не русским, а иностранным купцам

И все же преобразования, несмотря на то что они проводи­лись на крепостнической основе, дали большой толчок для разви­тия производительных сил

Наши рекомендации