Социально-экономическое развитие.
Первая половина XIX века в Европе была периодом бурных общественных процессов, связанных с утверждением новой общественно-экономической формации-капитализма. Его утверждение происходит в результате революций снизу, в которых активное участие наряду с буржуазией принимает народившийся пролетариат.
Первая волна революций прокатилась в 20-е годы; в Испании (1820-1823гг.), в Неаполе, Сицилии и Пьемонте (1820-1821гг.).
Вторая волна - в 30-е годы: в Бельгии (1830г.); июльская буржуазная революция во Франции (1830г.), в результате которой рухнула власть династии Бурбонов.
Третья волна - конец 40-х годов: во Франции, Австрии, где пал полицейский режим Меттерниха, германских государствах, чешских землях, Венгрии, Трансильвании, итальянских государствах, Польше (1848-1849гг.).
Все эти революции были буржуазно-демократическими. Но конкретные цели их были различные. Во Франции революционные движения были направлены против монархии, в германских государствах против господства землевладельческой аристократии за объединение страны, конституционный строй, в итальянских государствах и славянских странах решающую роль играли национальные устремления.
Таким образом, в Европе утвердилась новая общественно-экономическая формация-капитализм в своей ранней стадии - стадии свободной конкуренции и частного предпринимательства. Это способствовало бурному экономическому подъему с использованием промышленного переворота, связанного с внедрением паровых машин и развитием железных дорог, парового флота, подъемом металлургии и машиностроения, с переходом от мануфактуры к фабрике.
Однако победа капитализма тотчас обнажила и его неизлечимые пороки, его антигуманную сущность. В связи с этим уже в первые годы XIX века возникают утопические учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, давших острую критику буржуазной цивилизации.
В канун буржуазно-демократической революции 1848г. возникает научная идеология рабочего класса - марксизм. Его основоположники (К. Маркс и Ф. Энгельс) провозглашают «Манифест Коммунистической партии», ставший теоретической программой пролетариата.
Россия же оставалась феодальной страной, служила опорой феодальной реставрации в Европе.
Однако, втягиваясь в европейские рыночные отношения, российский феодализм подвергается ускоренному разложению, переходит в состояние стагнации и вновь быстро отстает от общественно-экономического развития Европы, Необходимость ускорения социально-экономического развития и сохранения своего международного положения требуют коренных перемен в российском обществе. Это находит свое отражение в общественном сознании.
1. Социально-экономическое развитие.
Росла численность населения империи: с 36 млн. человек в начале XIX века до 59,3 млн. человек (без Царства Польского и Финляндии) во второй половине 50-х годов XIX века. Более 90% населения проживало в сельской местности. Однако доля горожан в общей численности населения неуклонно возрастала: в 1796г. - 4,1%, в 1825г. - 5,8%, в 1856г. - 8%.
По социальному составу население подразделялось на привилегированные и податные сословия. К привилегированным относились: дворянство, духовенство, купечество, почетные граждане (всего около 2 млн. человек). К податным сословиям относились: государственные, удельные (собственность царской фамилии) и помещичьи крестьяне и мещане (ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники, выполнявшие различные повинности, включая подушную подать и рекрутские наборы). Промежуточное положение занимало казачество, которое за несение военной службы освобождалось от подушной подати, рекрутской и других повинностей.
Среди крестьян, составлявших большинство населения империи (накануне реформы помещичьих крестьян было 23,1 млн. душ мужского пола, государственных - 9,3 млн., удельных - 838 тысяч) происходило расслоение на богатых (ростовщики, скупщики, торговцы, предприниматели) и бедных. Численность разбогатевших крестьян была невелика, но они стали явлением, подрывавшим устои крепостного строя.
Основой экономики оставался аграрный сектор. Главной тенденцией его развития становилось увеличение товарности производства. Основным производителем товарного хлеба были степные, поволжские и центральные губернии. В 50-е годы общая масса товарного хлеба в Европейской России составляла около 342 млн. пудов (18% годового сбора), из них 70 млн. пудов шло на экспорт. (Сравним: в 1806-1810гг. вывоз составлял 5120 тысяч пудов).
Крепостнические отношения сдерживали более быстрое развитие сельского хозяйства. Попытки увеличить производство зерна приводили к усилению эксплуатации крестьян, к их разорению. Это было невыгодно для помещика: лишался работника.
Часть помещиков обращается к интенсивным методам: применяет агротехнику, наемный труд, с/х. машины, внедряет технические культуры, использует искусственные удобрения. Таких помещичьих "хозяйств насчитывалось всего 3-4% от общего их числа. Большая часть помещиков, несмотря на государственную поддержку, разорялась.
В промышленности господствовало мелкое крестьянское, ремесленное производство. В его лоне готовились квалифицированные кадры, накапливался капитал, формировалась промышленная буржуазия. Династии Морозовых, Гучковых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.
Одновременно с мелкой крестьянской развивалась и росла крупная промышленность. Ее рост происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры. Если в 1799г. в империи было 2094 предприятий, то в 1860г. - 15338 предприятий. Перед реформой на предприятиях преобладал вольнонаемный труд.
Промышленный переворот начинается с 30-х годов. Применение машин обеспечило существенное повышение производительности труда: в середине 50-х годов 1 рабочий производил продукции в 3 раза больше, чем в начале века. Две трети всей продукции крупной промышленности в стране приходилось на долю машинного производства. Однако крепостнический строй сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. С развитием промышленности росли города, появлялись новые. Так, с 1811 по 1863гг. число их выросло с 630 до 1032.
Произошли сдвиги в транспорте. В 1815г. на Неве появился первый пароход. В 1817-1821гг. пароходы стали ходить по Волге и Каме. К середине 30-х годов – пароходное сообщение, действовало на Балтийском и Черном морях.
В 1837г. была окончена постройка железной дороги Петербург - Царское село, а в 1861г. в России было 1,5 тысяч верст железных дорог.
Однако, несмотря на некоторый рост промышленного производства, в первой половине XIX века обозначилась тенденция технико-экономического отставания России от стран Западной Европы. Если в конце XVIII века Россия занимала первое место в мире как по выплавке чугуна (треть мирового производства), так и по его вывозу, то в середине XIX века — восьмое место в мире. Еще более отсталой была Россия в области машиностроения и особенно топливной промышленности. Особенно отставала Россия в развитии транспорта (в Англии железнодорожная сеть составляла около 15 тысяч километров, в Германии - 10 тысяч), что сдерживало развитие внутренней торговли.
Развивалась внешняя торговля. Главными торговыми партнерами были Англия (34%), Германия (11%), Франция (10%), Китай (7%). С 1801 по 1856гг. вывоз товаров из России возрос в 4 раза, а ввоз - в 5 раз. Торговля имела активный баланс. 80-90% экспорта составляли сырье и продовольствие. Среди импортируемых товаров преобладали ткани, бумага, сахар, краски, предметы роскоши, а в дальнейшем - и машины.
К середине века возросла социальная напряженность в стране. Участились крестьянские выступления. Если в первой четверти века произошло 651 волнение (26 в год), то во второй четверти 1089 (43 в год), а в последнем десятилетии перед реформой - 1010 (101 в год).
Таким образом, формационная отсталость России от западных держав обусловила ее технико-экономическое отстаивание, обострение классовой борьбы в стране.