Совершенствование государственного регулирования экономики
Управление процессами (в том числе и в экономике) это постоянный не прерывный процесс. В процессе деятельности необходимо постоянно определять уровень достигнутого результата, соотносить его с поставленными целями и необходимыми ресурсами для его достижения. Именно такой баланс позволяет эффективно регулировать протекающие процессы в разных областях деятельности.
Как показывает опыт только государство обладает необходимыми ресурсами для проведения глобальных структурных изменений, строительства новых инфраструктурных объектов, освоения новых территорий и т.п. При этом эффективность государственного управления такими проектами остается на достаточно низком уровне, т.к. цель государства не является извлечение прибыли.
Президентом и Правительством Российской Федерации поставлены цели на уменьшения роли государства в экономике. С этой целью решено вывести представителей государства из управления ряда государственных компаний и реализовать (приватизировать) часть государственной собственности. При этом государственные компании и корпорации будут продолжать пользоваться государственной поддержкой как административной, так и финансовой.
Кроме этого для совершенствования государственного регулирования необходимо осуществлять постоянный контроль со стороны государственных контролирующих органов (Счетной палаты, Антимонопольной службы, Прокуратуры и т.д.) и привлечения независимых аудиторов и экспертов) для контроля государственных расходов и их обоснованности.
Счетная палата Российской Федерации – единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом. Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 2000 контрольных мероприятий, в том числе более 500 в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Заключение
Успешное проведение политики, направленной на развитие экономического потенциала страны и решение на этой базе острейших социальных проблем современной России, реальное повышение благосостояния российского народа, укрепление государственности Российской Федерации и утверждение незыблемости ее демократических основ невозможны без эффективного государственного регулирования.
В существовании системы государственного регулирования экономики в целом и ее отдельных отраслей заинтересованы и общество, и все хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.
Создание на территории Российской Федерации единой системы финансового контроля необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.
Особое место в этой системе должны занять органы государственного финансового контроля, которым необходимо возглавить и повести за собой всю систему финансового контроля в стране, определить все направления деятельности в этой области: от разработки необходимых законопроектов до создания и внедрения соответствующих стандартов и методик. При этом, естественно, повышенное внимание органы государственного финансового контроля должны уделять государственным финансам, и прежде всего бюджетной сфере, где конечным итогом их деятельности должно стать принятие таких управленческих решений, которые позволили бы оградить бюджетную сферу от преступных посягательств и повысить эффективность использования государственных средств.
Большую работу по созданию в стране единой системы жесткого всеобъемлющего государственного финансового контроля проводит Счетная палата Российской Федерации. В частности, Счетная палата Российской Федерации выступила инициатором создания Всероссийской ассоциации контрольно-счетных органов, главными целями которой являются оказание помощи региональным и местным органам государственного финансового контроля в законодательном обеспечении их организации и функционирования, методологическая и консультационная помощь в их деятельности, а также совместный поиск механизмов реализации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов различных уровней путем четкого закрепления координационных и субординационных связей, выработки единой методологии контроля и совместной деятельности.
Необходимо разработать целостную Концепцию развития системы государственного финансового контроля в России и, в частности, развития контрольно-счетных органов Российской Федерации. В рамках концепции можно было бы разработать единые контрольно-ревизионные стандарты и нормативы; проанализировать типовые нарушения и пути их предотвращения; детализировать трехуровневый контроль за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации (отчет об исполнении, текущий период, проект); предложить методологические подходы для проведения анализа контрольных мероприятий, поиска причин, обобщения последствий выявленных отклонений и нарушений, оценки эффективности использования бюджетных средств...
Лишь эффективно функционирующая единая система государственного финансового контроля позволит с наибольшей отдачей использовать всю имеющуюся в стране массу финансистов, считающих, контролирующих финансы, анализирующих правильность их расходования.
Только с помощью единой методологии контроля, согласованного законодательства, качественной финансово-экономической экспертизы можно совместными усилиями всех заинтересованных органов перекрыть все поле, благоприятствующее хищениям.