Лекция 15. Понятие и структура политической культуры, типология.
Политическая культура, ее сущность и содержание.
Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.
Функции политической культуры:
1. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.
3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.
4. Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
5. Воспитательная функция - дает возможность сформировать личность, гражданина.
Структура политической культурывключает 3 составляющие: Познавательную – включает в себя политические знания, образованность и элементы политического мышления. Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .
Уровни политической культуры:
Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.
Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.
Политический уровень – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.
Типы политической культуры: Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.
Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг.
Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
Полит культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Социализация личности - это комплексный процесс, охватывающий все стороны развития личности. Его важным компонентом является политическая социализация - процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. На основе процесса политической социализации индивид определяет приоритетные для себя политические цели и ценности, формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации, определяет свое отношение к существующей политической системе, формирует идеологические убеждения и ценностные установки.
Политическая социализация может носить прямой и косвенный характер. Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний. Косвенная социализация - это своего рода "проекция" общесоциальных ориентиров личности на формируемые политические установки. По характеру приобретаемых личностью установок и ориентаций политической социализация может быть плюралистической (основанной на формировании активной гражданской позиции, желания конструктивно участвовать в общественной жизни), конфликтной (основанной на формировании лояльности к определенной группе и враждебного отношения к другим группам), системной (основанной на формировании лояльного отношения к существующему общественному порядку), гегемонистской (основанной на формировании остро негативного отношения к любой иной общественной или политической систем, кроме "своей").
Подобно общему процессу социализации, политическая социализация проходит в несколько этапов. Первый из них охватывает детский возраст и основывается на прямой трансляции представлений родителей о политической жизни на детей. Детские представления о политике чрезвычайно тесно переплетаются с общими представлениями об окружающем мире, не образуют обособленную систему взглядов и предпочтений.
Второй этап социализации также, как правило, связан с возрастными психологическими особенностями. Он соответствует характерному для подростков процессу самоидентификации, отождествлении или противопоставлении собственного "я" определенным социальными категориям, ценностям, стереотипам, образцам поведения и мышления. Самоидентификация обеспечивает осознание индивидом своей тождественности определенной социальной группе, общности. Психолого-возрастные особенности подростков обуславливают преобладание особых механизмов самоидентификации, основанных на жестком противопоставлении образов "я" и "они", "мы" и "другие". Познание собственного "я" зачастую строится именно на противопоставлении оставлении "другим". Эта же закономерность проявляется и в сфере политической социализации. Причем, восприятие политики на основе упрощенных стереотипов, персонифицированных образов, жесткой групповой солидарности может быть характерно не только для подростков, но и для вполне взрослых людей, чья политическая социализация не получила по тем или иным причинам дальнейшего развития.
Более зрелая форма политической социализации предполагает образование устойчивого эмоционального и ценностного отношения ко всем формам политических явлений и процессов. Мир политики начинает восприниматься не только к контексте личного участия или неприятия, но и сквозь призму идеальных образов, отражающих общие социальные установки и предпочтения индивида. Формирование устойчивых политических идеалов возможно только для личности, уже достаточно социализированной, осознавшей собственное положение в обществе и определившей отношение к собственному статусу.
Четвертой и наиболее зрелой формой политической социализации является формирование теоретических представлений о политических отношениях и их субъектах. На этой стадии происходит переход от персонифицированного и идеалистического представления о политике к более абстрактному, непосредственно не связанному с личным опытом и ценностной ориентацией. Мир политики понимается в его собственных категориях, на основе рационального и комплексного анализа.
Итак, содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам, и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Этот процесс основан на воспроизводстве определенных образцов политической мотивации, стереотипов политического поведения. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре.
Политическая культура это ценностно-нормативная система, широкий комплекс установок, символов, идей, поведенческих стереотипов, которые формируют мотивацию политического и общественного поведения людей и обеспечивают целостность общественного сознания в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политического и общественного поведения, а обществу - систематизированную структуру ценностей и рациональных доводов, норм и идеалов, обеспечивая целостность и интегрированность общественного сознания в этой сфере. Базой для формирования политической культуры является общенациональная культура и ее доминирующие компоненты.
Вопреки расхожему представлению (в т.ч. отразившемуся в ряде современных учебных пособий), политическая культура не включает в качестве компонента политическое поведение людей и его результаты. Классическое определение сущности политической культуры принадлежит американским политологам Г. Алмонду и Г. Пауэллу: "Политическая культура - это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение". Таким образом, политическая культура отражает не политический поступок, а его мотивацию. Мотивация же человеческого поведения может носить как осознанный, так и неосознанный характер. Соответственно, в рамках политической культуры выделяется два основных компонента - политическая психология и политическое сознание .
Политическая психология - это особый стиль политического мышления, поведения, восприятия мира политики, основанный на комплексе подсознательной мотивации общественной деятельности человека. Это специфическая внутренняя установка совершать те или иные действия, высказывать те или иные оценки. Политическая психология отражает эмоциональное отношение человека к политике, предшествующее критическому и рациональному суждению, очерченное упрощенными категориями "нравится - не нравится", "импонирует - не импонирует". Политическая психология носит преимущественно личностный характер и тесно связана с общими психологическими особенностями индивида. Однако общественная среда также существенно влияет на формирование психологических установок политического поведения. Можно выделить несколько основных элементов политической культуры, формируемых на неличностной основе и оказывающих иррациональное, психологическое влияние на политические установки индивида. К ним можно отнести политические символы, стереотипы и мифы.
Политический символ - это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Особенностью политической символики является ее образный характер. Та рациональная информация, которая отражена в символе (например, значение используемого цвета или элементов герба), не является принципиально важной с точки зрения политической коммуникации. Смысл символа должен быть понятен множеству индивидов интуитивно. Символ ориентирован на эмоциональное восприятие, психологическую мобилизацию индивида. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания и т.п.).
Политический стереотип - это схематичное ценностно-ориентированное представление о политике. В отличие от политических символов стереотипы суммируют опыт лишь какой-либо отдельной группы, причем в упрощенной и деформированной форме. В обыденном сознании стереотипы выполняют функцию первичной политической ориентации, создают определенный код политического поведения, независимый от рационального анализа окружающего мира. Стереотипы отличают сильной эмоциональной окрашенностью. Они ориентированы на иррациональное восприятие и активное отторжение любой противоречащей стереотипу информации. Характерной чертой стереотипов также является их персонифицированность - приближенность к личному опыту индивида, ориентация на восприятие и интерпретацию событий с точки зрения выбора индивидуальных поведенческих моделей.
Политический миф - это статичный, верифицированный политический образ. Основной функцией мифа является упорядочивание восприятия сложной политической реальности, создание основы для однозначной интерпретации противоречивых фактов и событий. Миф более рационален по сравнению с символом или стереотипом. Он ориентирован на структурирование политического опыта, несет рационально воспринимаемую информацию. Однако его воздействие на политическое поведение человека, в действительности, также является сугубо психологическим. Миф воспроизводит фундаментальность веры - опирается на допущения, не требующие их проверки и независим от их истинности. Поэтому мифологическое сознание лишь опосредовано отражает реальную практику общественных отношений. Миф выстраивает собственный мир и собственную систему фактов и причинно-следственных связей. Наиболее распространенные схемы политического мифотворчества - темы заговора, "золотого века", героя (спасителя), единства. В любом случае миф служит прежде всего для адаптации сознания определенной части общества к новым политическим реалиям, не находящим рационального, логичного объяснения. Часто миф является способом бегства от непонятной и неподконтрольной реальности.
Важный вклад в формирование политической психологии индивида вносят и некоторые политические субкультуры - комплексы политических установок, идей, поведенческих стереотипов, свойственных для представителей отдельных групп населения. В их числу можно отнести религиозные, этнолингвистические, демографические (возрастные). Религиозные аспекты политической культуры являются наиболее важными в этом ряду. Религия - это целостная мировоззренческая система, аккумулирующая в себе тысячелетний социальный опыт и формулирующая морально-этические предписания для самых различных сфер человеческого бытия.
Существующие мировые религии, как правило, лишь косвенно ориентированы на регламентацию политических действий человека. Наиболее радикален в этом отношении ислам. Вся жизнь мусульманина рассматривается как служение богу. Только первые шаги на этом пути связаны с личным осознанием и принятием "истинной веры". В дальнейшем жизнь правоверного мусульманина должна быть посвящена утверждению принципов ислама в обществе, стремлению к тому, чтобы любое действие совершалось в соответствии с заветами пророка. Мусульмане полагают, что, лишь придерживаясь этого праведного пути, можно обрести покой, удовлетворение, справедливость и счастье. Высшим пиком служения Богу является "джихад" - "усердие", битва против того, что мусульмане называют словом "дунья" (буквально "мир"), против деяний, порочащих творение Аллаха - человека. Крайней формой джихада является священная война. Идея ревностного служения "истинной вере" и борьбы против ее противников делает мусульманское общество очень уязвимым для политической и духовной мобилизации, распространения экстремистской политической идеологии.
Полной противоположностью является духовный импульс, придаваемый человеку индо-буддийской традицией. Установка на высшую ценность ухода из цепи земных перерождений (мира сансары), на строгую индивидуальность человеческой судьбы, на достижение истины лишь в глубинах собственного бытия и сознания предполагает особую модель социального поведения. Она предопределяет отказ от публичной политики как важного аспекта человеческого бытия, от любых форм насилия в отношении других людей. Эта религиозно-духовная традиция стала органической основой политической философии ненасилия, идеи гражданского, мирного сообщества (концепция "панча шила").
Эклектично отношение в миру политики христианства. В лоне христианской религиозной традиции сформировались две совершенно различные модели политической культуры. Основой первой из них стала т.н. "церковная политическая культура" - католическая и православная. Их специфика связана не столько с какими-либо доктринальными особенностями, сколько сохранением церкви как единого института духовной мобилизации общества. Духовная миссия церкви отражает восприятие человека как неотъемлемой части общества, нуждающейся в солидарном партнерстве. Церковная культура воспроизводит коллективистские формы духовности. Национальная церковь католического и православного образца может стать важным средством утверждения государственной идеи, патриотических настроений. В лоне огосударствленного католицизма и православия формировалась особая массовая политическая культура с высокой степенью эмоциональности, экспансивности, большой ролью коллективных политических символов, идеологических постулатов.
Основу протестантской психологии, напротив, составило представление о человеке как самодостаточной, ответственной личности, не нуждающейся в опеке общества. Протестантизм пробуждал личную инициативу человека, его упорство в достижении поставленных целей, позитивное отношение к светской, мирской жизни, практицизм и расчетливость. В лоне протестантизма сформировалась и особая политическая культура, глубоко индивидуальная в своей основе, предполагающая не чувственное, а рациональное поведение человека, развитие договорных отношений в политической сфере, примат права над политикой. Политическое поведение человека, с точки зрения протестантизма, не может рассматриваться как способ самореализации индивида. Поэтому протестантская политическая культура исходила из четкого разделения гражданской и политической, частной и общественной жизни - как подлинной, "истинной" и вторичной, производной.
Феномен массовой политической психологии также теснейшим образом связан с национальная культурой , "национальным характером". При всей относительности понятия "национальный характер", это явление имеет глубокую природу. Национальный характер не складывается из суммы характеров отдельных людей и далеко не всегда может быть описан в четких, рациональных категориях и определениях. Это своего рода "коллективное бессознательное", присутствующее в поведении людей, совокупность эмоциональных проявлений, способов поведения, волевых качеств, которые способны регулировать психическую активность человека, определять предметы его внимания, выделять приоритетные для него источники внешней информации и т.д. Такие психологические настроения и переживания аккумулируются всей национальной культурой, историческим опытом нации, ее традициями, обычаями, жизненным укладом. При том, что психологические установки каждого человека носят в целом предельно индивидуальный характер, система общественного воспитания, практика совместной жизни позволяют личности в большей или меньшей степени перенимать и такой коллективный психологический опыт. Кроме того, на любого человека влияет и сама энергетика данного общества, эмоциональный фон, отражающий преобладающие в обществе настроения, чувства, общее "расположение духа".
Национальная политическая культура может быть представлена как один из компонентов национального характера. Это политический темперамент, преобладающие политические эмоции, психологическая аура национального политического пространства. Поэтому в состав национальной политической культуры не всегда могут быть интегрированы какие-либо конкретные идеологические концепции, теории, программные установки общественного развития. Но с другой стороны, в отличие от национальной психологии, в политической культуре того или иного этноса присутствует и значительный момент рациональности, осознанности, целесообразности, политическая психология соседствует с политическим сознанием. В современном обществе, в условиях существования развитой системы государственных и негосударственных политических институтов, разветвленного партийного спектра, растущей политической роли средств массовой информации существует достаточно много каналов трансформации "политического менталитета" в систему рационализированных установок, идеологических принципов. Но психологический срез национальной политической культуры сохраняет свое значение и поныне. Более того, история ХХ в. показывает, что подсознательные реакции человека, порожденные массовой энергетикой, эмоциональным фоном общественной жизни, экспансивностью и темпераментом символических фигур общенационального масштаба, оказывают на политический процесс все большее влияние.
Политическое сознание является сложной системой рационализированных взглядов на сферу политических отношений. Его простейшим элементом, формирующимся на индивидуальном уровне, можно считать рационализированные стереотипы политического поведения человека, осознанно воспринятые побудительные мотивы. Для складывания общественного политического сознания более важны политическая философия - как элемент общих мировоззренческих представлений, своеобразная проекция философских категорий на сферу политики, политическая идеология - систематизированные, относительно непротиворечивые комплексы политических ценностей, призванные консолидировать их сторонников, отразить коренные интересы тех или иных социальных групп. Наиболее мощные идеологические системы являются элементом политической философии. Для их характеристики используется понятие "метаполитическая идеология". Подобные концепции (консерватизм, либерализм, марксизм) базируются на целостном восприятии проблемы человеческого бытия, смысла и сути человеческой жизни - общественной и индивидуальной. Теоретически оформленные представления о политической сфере, результаты ее объективного познания составляют еще один компонент политического сознания - политическую науку .
Сложный внутренний состав политической культуры общества и наличие многочисленных факторов, предопределяющих ее качество, породили широкий опыт типологии политических культур. Основанием для наиболее распространенных систем классификации стали:
o степень ориентации членов общества на участие в политической жизни ( патриархальный тип , основанный на минимальную интеграцию индивида в политические отношения, подданнический тип , основанный на пассивной роли индивида в политическом процессе, активистский тип , основанный на активном включении индивидов в политический процесс);
o уровень социальной общности, выступающей носительницей данной культуры ( общенациональная , групповая - в т.ч. в зависимости от особенностей группы-носительницы: религиозная, этнолингвистическая, молодежная, региональная и т.п.);
o конфессиональные особенности общества (исламская, протестантская, католическая, православная и т.п.).