Тема №2. Социально-классовые слои и группы, масса и личность как субъекты и объекты политики

Введение

Вопросы:

1. Социально-стратифицированные слои и группы как первичные носители политических интересов

2. Институциональные механизмы и способы социального представительства в политике

3. Личность как «мера политики» и исходный субъект политико-властных отношений

4. Политическая социализация личности как процесс введения личности в политику

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· что собой представляет социальное как одно из ключевых понятий при изучении политико-властных отношений; какое место в организации и функционировании совместной жизни людей (в том числе политической) занимает их расслоение (дифференциация) на различные групповые и массовые общности

· в чем суть и содержательный смысл понятия «социальная стратификация»; какие объективные и субъективные факторы обусловливают структуру социального неравенства и как это неравенство сказывается на возможностях продвижения и защиты групповых и сословных интересов

· что стоит за определением социальной структуры как структуры с тремя стратификационными уровнями – высшим, средним и низшим; какие из социальных групп и классов образуют эти уровни и каковы их параметры (удельный вес) в западных обществах и в нынешней России

· какова инфраструктура гарантированных государством институциональных каналов и механизмов участия граждан в политико-властных процессах, в том числе индивидуального и массового выражения недовольства социальной политикой правительства

· каковы исходные характеристики личности как интегральной целостности биологических, психологических и социальных элементов; какую роль в становлении и развитии личности играют процессы социализации, различные формы социального контроля и самоконтроля

· что собой представляет политическая социализация как процесс «введения» личности в политику, из каких элементов и фаз она состоит, какие «типажи» политически социализированной личности «производит»

· чем отличаются процессы политической социализации личности в условиях «спокойной» эволюции и на так называемых крутых поворотах истории, когда меняется общественных строй, разрушаются и предаются «анафеме» старые ценности и т.д.

и приобретете следующие компетенции:

· различать подходы к анализу и критериям социально-классовой дифференциации общества, характерные для марксизма и сторонников теории «социальной стратификации». Соотносить такие понятия, как «социальные перемещения» и «социальная мобильность», «маргинализация» и «деклассирование», «пауперизация» и «люмпенизация»

· давать сравнительную характеристику существа социальных перемещений в рамках вертикальной и горизонтальной мобильности (социального и профессионального карьеризма), а также различий между обществами с пирамидальной и ромбовидной, открытой и закрытой системами социальной стратификации

· анализировать стратификационные процессы в современной России, в том числе влияние на социальную стабильность и возможность достижения социального мира и согласия факторов, связанных с углублением социального неравенства, а также с тем обстоятельством, что это неравенство, принявшее характер биполярности, нередко имеет «национальный окрас»

· аргументированно доказывать решающую роль в становлении личности общественной среды и целенаправленной деятельности институтов социализации. Типологизировать личность по таким критериям, как отношение к участию в политической жизни, степень политической информированности и политической грамотности, уровень управляемости и степень сопричастности политической системе и др.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Интерес политический – осознание социальными субъектами (личностями, группами, слоями, классами) объективной возможности и потребности участия в осуществлении политической власти с помощью государства, политических партий, общественных организаций

Контроль социальный – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует адекватное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям

Личность – система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений

Маргинальность – «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества

Мобильность социальная – перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации

Нация – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера

Представительство политическое – важнейшая функция политиков и политических организаций, состоящая в выражении интересов слоев и групп общества, делегировавших им реализацию своих политических прав

Социализация – процесс и результат усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества

Социальная стратификация – структура социального неравенства, присутствующего в любом обществе

Для изучения темы:

Прочитайте:

О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Раздел №2. Социологические детерминанты политики и политико-властных отношений.Главы: 2.1. Социально-стратифицированные слои и группы как первичные носители политических интересов (с. 93 – 106); 2.2. Личность как «мера политики» и исходный субъект политико-властных отношений (с. 107 – 119)

Обратите внимание на:

Важность знания этой темы для приобретения всех необходимых навыков для того, чтобы, свободно оперируя знаниями теории социальной стратификации и реальной социальной структуры общества, самостоятельно находить ответы на центральный вопрос политических действий тех или иных организованных политических сил и классов, а именно: «Кому эти действия выгодны»?

Речь идет о способности обнаруживать в политике скрытые за всякого рода словесными и иными оболочками, за громогласными обещаниями и заверениями официальных лиц их подлинные мотивы и интересы, равно как и интересы отдельных лидеров, политических партий, олигархических и лоббирующих групп и т.д., и, тем самым, не поддаваться внушениям, не покупаться на обман, действовать сообразуясь с разумом, а не с эмоциями.

Данная способность особенно важна в условиях нашей страны, политика которой пока что весьма далека от той, которую принято называть открытой и гласной, ибо в ней по-прежнему слишком много всякого рода унаследованных от прошлого клиентельных и корпоративных начал, теневых (кулуарных) технологий и методик выработки и принятия решений, аппаратных интриг и «подсидок» в борьбе за обладание и распоряжение властными ресурсами, теневого «операционного кодекса» в процессах согласования частных (корпоративных) интересов с интересами государственными (общественными) и т.д.

Все это с учетом также чрезмерной политической ангажированности отечественных средств массовой информации (как печатных, так и электронных), которым явно недостает ответственности в свободе и которые используют свободу слова не для того, чтобы, удовлетворяя потребность людей в информации, говорить народу «правду и ничего кроме правды», а для того, чтобы манипулировать общественным сознанием, навязывая ему мифы и стереотипы, выгодные «заказчикам», т.е. тем или иным (стоящим за их спиной) политическим и олигархическим группировкам и кланам.

Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Голенкова З.Т. «Динамика социокультурной трансформации в России». // «Социс». 1998, №10. с. 77 – 85

2. Муштук О.З. Стратификация бизнеса в России. Рождение нового класса.// «Обозреватель». 2002. №11 – 12. с. 65 – 72

3. Муштук О.З. Социализация российского бизнеса. // «Обозреватель». 2005. №6. с. 44 – 53

Обратите внимание на:

Раскрывающиеся в этих публикациях процессы социальной трансформации российского общества, связанные с переходом страны на путь рыночных реформ и формированием новых социальных слоев и классов, которые приходят на смену так называемой «трехчленки». То есть социальной структуры социалистического типа с такими базисными стратами, как рабочий класс, его союзник – колхозное крестьянство и прослойка народная интеллигенция. Особо важное значение в этих процессах имеет появление предпринимательского класса – основного, устремленного в будущее, результирующего социального продукта рыночных реформ.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Объективные и субъективные факторы, обусловливающее существование общества как гетерогенного (социально неоднородного) множества

2. Социальная мобильность и маргинальность как показатели динамики процессов социальной стратификации общества на том или ином отрезке исторического развития

3. Особенности стратификационных процессов в нынешней России и их отражение в «транзитном» характере социально-классовой структуры российского социума

4. Социальные интересы как детерминанта политических действий и процессов и система их прямого и опосредованного представительства в политико-властных структурах

5. Человек-индивид-личность как понятия социологической науки. Сущность личности как органического единства биологических, психологических и социальных элементов

6. Социализация как процесс интеграции человека в общество. Отличительные черты и механизмы первичной и вторичной социализации

7. Социальные нормы и ценности и их роль в упорядочении и регулировании поведения людей в обществе. Понятие социального контроля

8. Политическая социализация как процесс «введения» личности в политику. Основные типы политически социализированной личности и их характеристики

Теоретический материал по теме:

Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса – Социально-стратифицированные слои и группы как первичные носители политических интересов– и анализе общественных явлений и процессов в любом обществе центральной проблемой, которую необходимо решить, является ответ на вопрос, из каких классов и социальных групп состоит данное общество. Как эти классы и социальные группы располагаются по отношению друг к другу, какие между ними существуют взаимосвязи и взаимодействия, какой характер носят установившиеся социальные расстояния (дистанции) и т.д.

При этом следует различать два подхода: подход классовый и подход стратификационный. Согласно первому (присущему в основном марксизму)центральное место в социальной структуре общества занимают классы. Они определяются как большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства (т.е. по формам собственности); по роли в общественной организации труда (т.е. по характеру и содержанию труда); по способам получения и размерам дохода и по возможности одной группы людей присваивать себе труд другой благодаря различию их места в общественном хозяйстве.

В рамках стратификационного подхода экономические и производственные отношения не рассматриваются в качестве главной и единственной предпосылки социальной дифференциации. В обществе существует бесчисленное множество «страт» (групп людей), объединенных каким-либо общим признаком (не только имущественным, но и профессиональным, уровнем образования, доступом и объемом власти, укладом и стилем жизни и т.д.). Эти группы располагаются на «иерархической лестнице», т.е. имеют более высокое и более низкое социальное положение. В результате социальная структура предстает в виде системы социального неравенства, в рамках которой определенные слои и группы получают больше благ, чем другие.

В изучении социальной структуры общества очень важным является также выяснение вопроса о социальной мобильности, т.е. знание того, кто из каких групп в данном обществе и в какие перемещается, насколько эти перемещения интенсивны или, напротив, затруднены.

В этой связи необходимо различать два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Первая (вертикальная мобильность) подразделяется на восходящую, принимающую форму «социального карьеризма», и нисходящую, принимающую форму деклассирования. Горизонтальная мобильностьсвязана с профессиональным ростом человека – взлетами и падениями в профессиональной карьере.

С понятием «социальная мобильность» тесно связано понятие «маргинализация». Под этим понятием имеются в виду процессы распада социальных связей, незавершенного социального перемещения, когда человек как бы «зависает» между социальными группами – порвав связь с одной, он в силу ряда обстоятельств так и не входит в другую. В результате маргинал предстает человеком, который не «вписывается» в рамки существующих в данном обществе социокультурных структур и традиций, оказывается как бы вытолкнутым (вытесненным) на «край», на «обочину» социальной жизни.

Особое место в изучении социальной сферы занимают социально-этнические (межнациональные) отношениякак весьма специфическая часть общественных отношений, определяемых причудливым переплетением самых разнообразных факторов: географических, экономических, социально-классовых, культурно-бытовых, психологических и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в научно-публицистической литературе и официальных документах по проблемам межнациональных отношений и национальной политике речь идет, как правило, о нациях и народностях. Однако в многонациональном государстве существуют не только нации и народности, но и большое число этнических групп – многочисленных и малочисленных. Они также являются участниками (субъектами) межнациональных отношений. Поэтому правильней будет брать в качестве исходной при изучении национальных отношений не категорию «нация», а древнегреческий термин «этнос», в рамках которого принято различать в качестве отдельных видов такие общности, как нация, народность, этнические и этнографические группы.

Необходимо различать и понятие «национальность», которое употребляется в двух значениях – как обозначение этносов, населяющих данную страну, и как принадлежность человека по происхождению к одному из них (самосознание этнической принадлежности). При этом важно учесть, что национальность существует объективно, не по личному выбору. Она наследуется человеком, а если и «избирается», то лишь в одном случае – при рождении от родителей разных национальностей. В реальной жизни, однако, этническая самоидентификация очень часто осуществляется не «по крови», а по культуре, языку и т.д.

Особо следует обратить внимание на то, что в развитии этносов постоянно и одновременно действуют две тенденции: с одной стороны, тенденция всестороннего утверждения этнической самобытности, борьбы против этнического угнетения и диктата, сохранения себя как самостоятельного этноса, создания этнических национальных государств, с другой стороны, развитие и учащение разнообразных связей между этносами – экономических, социально-политических, культурных, становление межэтнического кооперирования и разделения труда.

Из перманентного действия этих двух тенденций вытекает и основное противоречие в сфере межэтнических отношений – противоречие между интересами каждого отдельного этноса и интересами общества или государства в целом. С этим противоречием связаны понятия «этнический сепаратизм», «национализм», «шовинизм» и др., а также противостоящие им понятия «интернационализм», «межнациональная интеграция» и др.

Теоретический материал вопроса 2:

При изучении второго вопроса – Институциональные механизмы и способы социального представительства в политике – отправной посылкой является понимание того, что объективно существующее статусное неравенство между людьми порождает существенные различия между ними в плане конкретных интересов, ценностей, идеологий и т.д. и не может не сопровождаться стремлением людей к групповой самоорганизации и самоидентификации с тем, чтобы эффективно отстаивать и защищать эти интересы перед лицом других социальных групп, социальных и политических институтов.

Но для того, чтобы это стремление могло быть реализовано на практике, требуется признание со стороны государства и юридическое закрепление в конституции (обеспечение соответствующих конституционных гарантий и защиты) права граждан на объединение в общественные организации. Только в таком случае общество самоорганизуется как гражданское, а объединения граждан становятся активными участниками легитимации многообразия мнений и позиций в политическом процессе.

В условиях же когда такие права и свободы отсутствуют, гражданское общество поглощается государством и вместо органически присущего гражданскому обществу всеобъемлющего группового плюрализма в обществе безраздельно господствует групповой монизм, т.е. оно (это общество) даже при наличии социально неоднородной массы, тем не менее, не распадается на структурно оформленные группы интересов.

Ни по горизонтали, когда в рамках одной общности взаимодействуют и конкурируют друг с другом множество организованных групп и отсутствует монополизм на представительство какой-либо одной группы, ни по вертикали, когда это взаимодействие и конкуренция касаются групп, представляющих разные, экономически и социально неравные пласты (страты).

В таком обществе общественная жизнь на всех ее срезах знает только санкционированные государством (или единовластно правящей партией) единичные строго централизованные структуры (единый профсоюзный центр, единая молодежная организация, единый женский союз и т.д.).

Среди всего многообразия общественных институтов и организаций, выполняющих функцию представительства социальных интересов в политике, особую роль играют политические партии и организованные группы интересов. Первые (политические партии) представляют интересы различных социальных слоев и классов в основном на стратегическом (долгосрочном) уровне, выражая и артикулируя их через свои партийно-политические программы и борьбу за претворение этих программ в жизнь. Вторые (организованные группы интересов) – на уровне повседневного (рутинного) взаимодействия с властями через организованное давление на центры принятия решений (чаще всего в лице местных административно-управленческих органов власти).

Кроме этого (опосредованного) представительства, в демократически организованном обществе существует и множество каналов представительства неопосредованного (прямого) – в рамках права граждан и их объединений (как постоянно действующих, так и временных, создаваемых по случаю) на обращение в любые властные инстанции с заявлениями, ходатайствами, протестами и т.д. и обязательств этих последних (т.е. властных инстанций) «внимать» им и адекватным образом на них реагировать.

В этом же ряду институциональных каналов прямого социального представительства и народного волеизъявления выступает реализация гражданами своих избирательных прав, в том числе права на референдум, на выдвижение заслуживающих доверие кандидатов в парламент, на выборные должности (президентов, губернаторов, мэров и т.д.).

Следует обратить внимание также на то, что из характеристики социальной структуры общества как объективно существующей иерархии неравенства органически вытекает инеравенство между различными слоями и классами с точки зрения возможностей продвижения и защиты своих интересов.

Среди всего многообразия факторов, обусловливающих это неравенство возможностей, в качестве изначальных выступают факторы, связанные с процессами классообразования – различиями в уровнях сословной самоидентификации и самоорганизации различных групп населения. Эти различия касаются того, насколько те или иные обособляющиеся от общей массы группы осознают себя в качестве особых социальных страт, со своими специфическими, отличными от других интересами и целями и насколько в той или иной группе (слое, классе) укоренилось понимание того, что, несмотря на многослойность (а следовательно, и различия интересов отдельных образующих группу субстрат), она имеет нечто общее, объединяющее всех и в равной мере значимое для всех. Это общее – единые стратегические интересы и преференции группы как «видового» целого, занимающего вполне определенную нишу в системе социальной дифференциации и требующего совместных усилий для выживания внутри этой системы как ее отдельного социального подвида.

Возможности продвижения и защиты личных и сословных интересов также напрямую связаны с тем, что собой представляетвласть как верховный менеджер-управляющий общественными делами, с правом «арбитражного» вмешательства в процессы распределения (и перераспределения) материальных и иных благ; каковы характер и масштабы ее присутствия в регулировании общественной жизни, в том числе в упорядочении и «легитимации» намеренных действий граждан и организаций по реализации и защите своих прав и свобод, а также степень открытости и доступности властных органов к диалогу с «подвластным» населением, готовность бюрократических аппаратов «служить» не себе, а людям, управлять, а не «править».

Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса – Личность как «мера политики» и исходный субъект политико-властных отношений – очень важным является вопрос о том, что собой представляет личность как специфическое образование – результирующий продукт вполне определенной совокупности социальных факторов, вполне определенной и конкретной среды обитания социума. В этой связи полезно осмыслить известное положение К.Маркса о том, что «люди – суть продукты обстоятельств; изменившиеся люди – суть продукты изменившихся обстоятельств».

В понимании сути личности как существа, естественно предназначенного для жизни в обществе, необходимо учитывать, что эта суть не сводится к какой-то одной из трех формирующих личность подструктур: биологической, психологической или социальной, а предстает исключительно как их интегральная целостность.

В то же время при всей важности и значимости биологической и психологической природы человека, решающую роль в детерминации существа личности играет все же социальное начало. И поведение человека, его качества предопределяет не биологическая природа, а только участие в общностях и процесс социализации.

Когда говорят о социализации личности, то имеют в виду целенаправленный процесс превращения биологического организма новорожденного ребенка в активного участника общественной и культурной жизни.

Речь идет о деятельности различных институтов социализации (семьи, школы, СМИ и т.д.) по интеграции индивида в общество. Его включение в различные типы социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию) посредством усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Социализация предполагает социальное познание и социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных ролей и функций, прав и обязанностей и т.д.

С процессами социализации личности органически связано такое понятие, как «социальный контроль». Он представляет собой в широком смысле механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляемый посредством нормативного (нравственно-этического, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей.

Применительно к личности социальный контроль осуществляется отдельным человеком или социальной группой, социальным институтом, в систему которого входят все способы реакции общественного мнения на те или иные конкретные действия человека, все средства общественного давления (включая социальные санкции) для того, чтобы поставить его поведение в определенные социальные рамки.

Действия человека (или группы), которые не соответствуют принятым в данном обществе социальным нормам, называются девиантным (отклоняющимся) поведением. Речь идет о поступках и видах социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и т.д.).

С осуществлением социального контроля тесно связаны два вида социализации – первичная и вторичная. Первичная социализацияначинается с младенчества и связана с процессом формирования зрелой личности. Решающую роль в ней играет непосредственное окружение человека (сначала семья, затем группы сверстников и друзей, детские дошкольные учреждения и школа, высшие и средние специальные учебные заведения).

Суть вторичной социализации заключается в освоении специфических ролей и функций, связанных с общественным разделением труда. Она охватывает период социальной зрелости человека и продолжается всю жизнь. С ней также связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Поскольку человеку с момента рождения и до глубокой старости приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей и функций, процесс социализации распадается на три четко различимые фазы (стадии): дотрудовая, трудовая и послетрудовая. Каждая из этих стадий имеет свою специфику, которую и следует осмыслить в заключение третьего вопроса.

Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса – Политическая социализация личности как процесс введения личности в политику – следует иметь в виду, что этот процесс сродни процессу общей социализации и предстает, с одной стороны, как интеграция индивида в политическое сообщество через обеспечение закрепленным в политической культуре опытом предыдущих поколений (политическая адаптация), с другой стороны, – как включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека, выработка на этой основе политических убеждений (политическая интериоризация).

Особо следует остановиться на разборе различныхмоделей политической социализации личности, среди которых наиболее распространенными являются две: модель «подчинения», уходящая своими истоками к концепции Т.Гоббса, который утверждал, что отдельный человек неразумен, эгоистичен и не способен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии, «войне всех против всех», и модель «интереса», связанная своими корнями с именами А.Смита, Г.Спенсера, У.Годвина и др., в рамках которой развитие общества и обеспечение порядка видится не в силе подавления, а в рациональном осознании индивидами своих выгод и преимуществ от общих усилий.

Наряду с этими «традиционными» моделями следует уяснить и существо новых подходов, проявляющихся в таких концепциях политической социализации личности, как «теория ролей», «теория черт», политический бихевиоризм, «гуманистическая психология» и др.

Заслуживают самого пристального внимания и существующие типологииполитически социализированной личности:

· по критерию отношения к личному участию в политике и ролевым функциям(следует различать такие типы, как гражданин с ничтожно малым политическим влиянием и активностью; гражданин – член общественной организации или общественного движения; гражданин – член сугубо политической организации; общественно-политический деятель; профессиональный политик; политический лидер)

· по объему и характеру интереса ко всему тому, что происходит в политической сфере (следует различать политически социализированные типы активиста, компетентного наблюдателя, компетентного критика, пассивного гражданина, аполитичного обывателя)

· по критерию управляемости и уровню сопричастности политической системе (следует различать личность в облике «вольного стрелка», идеолога-романтика, проповедника, послушного властям конформиста, а также в облике законопослушного гражданина, активиста-неформала, чиновника, идеолога-прагматика, лидера-популиста);

· по психологическому складу (следует различать такие психологические типы, как критик, апологет, соглашатель, скандалист, консерватор, революционер или путчист, а также тип прирожденного ведущего и тип прирожденного ведомого).

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

«Каждый конкретный человек, как биосоциальное существо, исходно не является кладезью добродетелей, и по своей природе агрессивен, эгоистичен, самовлюблен, асоциален. Совершенно не имеет спонтанной любви к труду, стремится получать удовольствие, в том числе удовлетворять свои сексуальные потребности в их естественных или… сублимированных формах, к каковым принадлежат практически все виды стремления к достижению, карьере, власти, побуждение к художественному или научному творчеству» (М.Решетников – директор Восточноевропейского института психоанализа).

В связи с этой фрейдистской характеристикой человека как биосоциального существа продумайте ответ на вопросы:

1. Можно ли жить в обществе и при этом быть совершенно свободным от него и тех требований, которые общество предъявляет к своим членам?

2. Что в организации и функционировании совместной жизни людей препятствует стремлению человека к реализации своих неуемных желаний?

3. Какую роль в упорядочении поведения человека играет олицетворяемый государством и его правом на принуждение закон?

4. Является ли культура и нравственность теми общественными институтами, которые накладывают запреты и «табу»?

Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

Вопросы для краткого эссе:

1. Что собой представляет общество как «поле политики» на социальном срезе?

2. Какие объективные и субъективные факторы порождают в обществе социальное неравенство?

3. По каким каналам и как осуществляется прямое и опосредованное представительство интересов в политике?

4. Каковы технологии и характер участия в политико-властных процессах «третьего сословия», т.е. бизнеса?

5. Какую роль в политике призвана играть интеллигенция – непосредственно управлять или только «советовать царям»?

6. Почему социализация является ключевым звеном в процессах превращения человека как биологического существа в личность человека-гражданина?

7. Что стоит за понятиями десоциализации и ресоциализации и как эти понятия вписываются в понятия первичной и вторичной социализации?

8. Какое место в социализации личности занимают политические факторы и процессы ее адаптации в систему политико-властных отношений?

Выполните тестовые задания для самопроверки

· Контрольный тест раздела 2. Социологические детерминанты политики и политико-властных отношений из книги: О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Тестовые задания 1 – 24. с. 148 – 156

Для подготовки к консультации:

· Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя

· Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы


Наши рекомендации