Понятие,сущность,структура, функция и типология политической системы общества.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

- части составляют единое целое;

- система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

16.Реформы политической системы в России её сущность содержание и проблемы развёртывания.

В настоящее время для большинства современных россиян - не только специалистов-политологов, но и обычных граждан стал очевидным тот факт, что существующая в РФ политическая система находится в состоянии глубокого кризиса, является крайне нестабильной и временной. Отсутствие четко сформулированной национальной идеи и стратегии национального развития, в совокупности с отсутствием в России гражданского общества и, фактической подменой его «обществом масс» остро ставит вопрос о самом факте, ближайших перспективах существования РФ. Живя по принципу «от выборов до выборов», современная российская власть, сконцентрированная в силу этого в руках, фактических «временщиков» - ставленников финансовых, бюрократических и партийных олигархий и кланов, оказалась неспособной эффективно обеспечить преемственность, стабильность и постоянство деятельности и функционирования существующей политической системы в Российской Федерации.

В современном российском обществе практически полностью отсутствует вертикальная социальная регуляция (в политической практике обыденностью стали процедуры рокировки одних и тех же персонажей, доступ в круг, которых почти полностью перекрыт). Выборы свелись к борьбе различных выборных грязных технологий и манипуляций, приобретя характер тягостной формальности, не отображающей реальную обстановку в стране и не способствующей её стабилизации. Власть оказалась практически полностью оторванной от не испытывающих доверие к ней своих собственных граждан, не ощущающей твердую почву под ногами и находящейся в состоянии перманентного кризиса. Помимо внутриполитических причин ситуация обостряется наличием ряда внешнеполитических факторов и угроз, продолжающейся «Большой игрой», борьбой за сферы влияние, ресурсы и рынки сбыта.

Для исправления данной ситуации необходимо осуществление широкомасштабных политических реформ, на которые власть предержащие никак не могут решиться и, возможно, не решатся вовсе, но которые являются единственным гарантом обретения стабильности и преемственности власти, а также условием воссоздания в России основ существования гражданского общества. Различные проекты по осуществлению политических реформ в Российской Федерации условно следует разделить и классифицировать на два типа - стратегические и тактические. К стратегическим проектам политических реформ следует отнести реформы направленные на:

1) Разработку и принятие четко сформулированной идеи, стратегии национального развития, базирующихся на определённых идеологических установках, системе и иерархии традиционных базовых ценностей общества, определении выбора приоритетов национального развития.

2) Воссоздание основ существования и функционирования гражданского общества и его институтов. Повышение статуса и роли гражданина в политическом процессе.

3) Кардинальное изменение государственного строя РФ; смену форм осуществления государственной власти (с олигархической и охлократической на демократическую или монархическую); принципов и механизмов формирования различных органов государственной власти.

Одним из первых шагов в этом направление является подготовка и внесение ряда изменений и дополнений в Конституцию РФ и ряд федеральных, а следом уже и региональных законов.

Например, об исключении из Конституции РФ положения о «деидеологизации». Т.е. о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией (п.2 ст. 13), так как данное положение уместно принятое в условиях борьбы с остатками тоталитарного прошлого, в настоящее время, фактически, является своеобразным правовым барьером, тормозом для дальнейшего национального развития и проведения политических реформ. «Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии и остальных составляющих идеологии, адекватных современному общественному сознанию и традициям народа».

К тактическим проектам политических реформ следует отнести реформы не связанные с кардинальным изменением государственного строя РФ, форм осуществления власти и принципов и механизмов формирования органов государственной власти, но способные оказать определённое положительное воздействие или создать его видимость, на некоторое время реанимировать существующие политические институты и механизмы.

В рамках этих диаметрально противоположных проектов особую роль играет вопрос реформирования существующей в РФ избирательной системы, абсурдность существования которой становится с каждым годом всё очевидной. Рассмотрим вопросы, связанные с функционированием избирательной системы в РФ.

Избирательная система в РФ

Избирательная система - совокупность правил и приемов, регламентирующих участие общества в процессе формирования органов власти путём голосования в ходе выборов. В зависимости от ряда переменных показателей (величины избирательного округа, правил переведения полученных на выборов голосов в мандаты, порядка голосования за конкретного кандидата или за список кандидатов от политической партии или объединения и др.) избирательные системы классифицируются на несколько подвидов: мажоритарную систему, пропорциональную систему, смешанную избирательную систему.

Мажоритарная система (от франц. «majoritе» - боль­шинство) - система определения результатов го­лосо­вания при выборах в представительные органы вла­сти, при которой избранными считаются канди­да­ты, получившие большинство голосов избирателей по избирательным округам, где они избираются. Разли­чают три формы мажоритарных систем: абсолютного (где избранным является кандидат, набравший 50% + 1 голос), относительного (избранным является кандидат, набравший большее количество голосов по сравнению с другими кандидатами) или квалифицированного (где для избрания кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т.д.) большин­ства.

Пропорциональная система - система формирования выборных органов власти и определения результатов го­лосо­вания при выборах в представительные органы вла­сти на основе партийного представительства, при которой места (мандаты) распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.

Смешанная система - система формирования выборных органов власти и определения результатов го­лосо­вания при выборах в представительные органы, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - по пропорциональному принципу представительства, в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.

В Российской Федерации в настоящее время исторически сложилась, пройдя через ряд существенных трансформаций и экспериментов, и установилась смешанная избирательная система. Выборы Президента РФ проходят по мажоритарной системе. Выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а также большинства законодательных органов субъектов РФ осуществляются по пропорциональной системе (остальные - по смешанной). Органы местного самоуправления в каждом субъекте федерации (главы муниципальных образованный и депутаты представительных органов муниципальных образований), в зависимости от особенностей и специфики регионального и местного законодательства, а также политической практики формируются по мажоритарной, пропорциональной, смешанной системах.

Особенностью избирательного процесса в последние годы является массовый абсентеизм граждан РФ. Большинство граждан не доверяют существующей политической системе, в силу чего сознательно уклоняются от выполнения своих гражданских обязанностей и принципиально игнорируют выборы, не доверяя их результатам. Многочисленные нарушения и применение «грязных» технологий в избирательном процессе, на которые стараются закрыть глаза власть предержащие и контролирующие органы, только убеждают их в правильности подобной позиции. Произошедшие не так давно отмена обязательного порога явки и исключение графы из бюллетеня «против всех» указывают на кризис не только избирательной, но и всей политической системы РФ, лишний раз подчеркивая, что в РФ так и не сложилось гражданское общество.

С другой стороны эти же факты можно и следует трактовать как своеобразную естественную реакцию (сигнал для власти) здоровых сил общества на ситуацию, когда выборы превращаются в своеобразный фарс, формальную и «грязную» процедуру (когда уже заранее известно, что «главное не как проголосуют, а как посчитают»), а от их результатов ничего принципиальным образом в стране не изменится.

Естественно, что в подобной ситуации остро становится вопрос о реформе избирательной системы и он является весьма важным и злободневным как для проектов стратегических, так и тактических реформ.

Наши рекомендации