Понятие «политическая культура». Функции и типология политической культуры

Идеологическая работа может быть правильно организована, если она про­водится с учетом достигнутого уровня развития национальной политической куль­туры. Для того чтобы раскрыть особенности и специфику белорусской политической культуры, необходимо четко понимать ее содержание и роль в жизни народа.

Политическая культура – сложное, связанное с политикой как сферой человеческой деятельности по поводу власти и отношений к ней явление.

Политическая культура обычно рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле политическая культура – это умение человека или постепенно сложившийся у него навык понимать механизм взаимодействия политических сил
в обществе, способность индивида использовать этот навык для анализа происхо­дящих событий и применять его в своей повседневной социальной ориентации. Широ­кое понимание политической культуры предполагает наличие у человека определен­ных убеждений и политических взглядов, что, в свою очередь, предполагает принятие активного участия в политике, обладание опытом политических действий.

От уровня развития политической культуры людей, который определяется национальным характером, эпохой, конкретно-историческими событиями и т. п.,
во многом зависит государственное строительство и управление, национальное разви­тие, что, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на общество и человека.

Исторически каждый народ создавал характерную только для него систему ценностей как основу политической культуры. В зависимости от нее народы отличаются друг от друга своими представлениями о том, как должна функци­онировать оптимальная политическая система, какие права и обязанности имеет гражданин перед обществом.

Политическая культура общества в конкретных исторических условиях форми­руется неравномерно. На нее оказывают определяющее влияние революции, войны, кризисы, развитие культурных процессов в целом и многие другие факторы. Важную роль в формировании и развитии политической культуры играют государство, политические партии, средства массовой информации, семья, школа, церковь, дело­вые круги, культурная элита общества и др.

Наряду с широким значением термина «политическая культура» (впервые использованным в западной литературе в 1956 г. американским политологом Г. Алмондом) используется и узкое, специальное ее понимание как особого типа ориентации на политическое действие, отражающей специфику каждой политической системы. В этом смысле политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

Политическая культура в узком, прикладном смысле понимается как система относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения человека, которые проявляются в непосредственной деятельности его как участника определенного политического процесса, как ориентация человека, групп людей на опре­деленные политические действия и процессы (выборы, развитие партий, диалог
или конфронтация и др.).

Политическая культура предполагает выполнение гражданами системы соци­альных требований (уважение Конституции, государственных символов, соблюдение законов страны). В рамках данных требований члены общества осуществляют полити­ческую деятельность. При этом в политических действиях проявляются убеждения, эмоции, ценностные ориентации, которые тоже являются компонентом политической культуры. Среди них основным является общее политическое миро­воззрение общества, которое составляет часть мировоззрения отдельного человека или социальной группы.

В современной справочной политологической литературе уместно отмечается, что «политическую культуру можно определить как совокупность типичных форм мышления и поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смыслах и целях развития мира политики и закрепляю­щие устояв­шиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства и общества в соот­ветствующей деятельности институтов власти и создающие преемственность поли­тического развития социума»[20].

В то же время понимание неоднозначных, используемых людьми в политике ценностей показывает, что политическая культура и в целом, и в каждом отдельном обществе включает разнообразные субкультуры, т. е. локальные, относительно само­стоятельные группы ценностей, норм, стереотипов и приемов политического общения и поведения, поддерживаемых отдельными группами населения. По сути, суб­культуры являются подсистемами ориентации и моделями политического поведения, характерными для тех или иных общностей и отличающиеся от иных, более рас­пространенных и(или) доминирующих в обществе (регионе, нации в целом) цен­ностей и соответствующих им форм поведения.

Господствующая в обществе нравственность, система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на чело­века, общество и мир в целом оказывают определяющее влияние на характер политических ориентаций, симпатий и антипатий людей.

Политическая культура проявляется по-разному: посредством актов полити­ческого поведения, политических действий, определенных эмоциональных и других реакций.

В каждой конкретной политической культуре есть относительно устойчивое «ядро» и подвижная, изменчивая «периферия».

В структуре политической культуры можно выделить три вида политических ориентаций:

· познавательные (когнитивные) – носят рассудочный (рациональный) харак­тер. Это истинные или ложные сведения о по­литических лидерах, событиях и явлениях;

· эмоциональные (аффективные) – это эмоции, чувства, привязан­ности в отноше­нии политических субъектов;

· оценочные ориентации – это суждения, мнения, осно­ванные на определен­ных ценностных стандартах.

Структурированиеполитической культуры возможно также с учетом значения ценностных ориентаций для формирования политической деятельности человека.
В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.

Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Другими словами, выработка политического мировоззрения заставляет человека соотносить cвои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни и др.) с особенностями понимания собственного предназначения
в политической сфере, формировать представления о роли политики в достижении им главных жизненных целей.

В структуре политической культуры выделяют ее субъект и объект. Субъектом политической культурыможет выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности
и т. д. Субъект политической культуры – носитель и хранитель определенных поли­тических ценностей. Объектом может служить политическая система в целом и ее от­дельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, орга­ни­за­ции и др. В структуре политической культуры индивида следует выделить прежде всего политические знания и убеждения, а также способность человека к эффективным поли­тическим действиям, качественное осуществление их в сфере политических отно­шений.

Политическая культура общества крайне не однородна. Она прояв­ляется
в деятельности отдельного человека, группы людей, которые относятся часто к одному или разным социальным слоям. В этой связи выделяют, например, политическую культуру элит и политическую культуру масс.

Эти разновидности политической культуры по-разному связаны с институтами политической системы, неодинаково влияют на существующий в государстве политический режим. От политической культуры элит напрямую зависит форма,
а также эффективность или неэффективность политической системы. Политическая культура масс, развиваясь во многом независимо от господствующего политического режима, может оказывать воздействие на политический режим, опираясь лишь
на реальные рычаги влияния на формирование органов власти. Важнейшим из них
в демократическом обществе являются выборы, через которые массы определяют состав правящих элит, характер политической системы (режима) на определенный Конституцией срок.

Таким образом, политическая культура – это не только осознание обществом
в целом и его членами в частности существующего в государстве политического режима, но и действия как политических элит, так и гражданских масс, направленные на совершенствование политической системы через выборы, референдумы и т. п.

Республика Беларусь заинтересована в повышении уровня развития полити­ческой культуры своих граждан и руководителей, а важнейшим показателем высокой политической культуры является конструктивный подход в политических воззрениях и действиях. Политически культурные люди всегда могут прийти к такому компро­миссу, который будет вносить вклад в благо общества.

Некоторые элементы политической культуры усваиваются человеком почти автоматически – в процессе повседневной жизни. Другие ее компоненты являются воле­вым приобретением личности. Для того чтобы их приобрести, человек должен читать, мыслить, учиться ориентироваться в политической информации; выра­ба­тывать способ­ность определять политическую ориентацию политиков, партий, оцени­вать, что именно в их программах и действиях истинно и ложно, справедливо и не справедливо, насколько они отражают национальные интересы и защищают безопасность страны.

В формировании политической культуры определяющую роль играет госу­дарство в лице своих законодательных и исполнительных органов. Оно во многом определяет модели политического поведения граждан, формирует и закрепляет национальные, политические символы (флаг, герб, гимн и т. п.).

Во многих странах флаг вместе с гербом, гимном и другими атрибутами государствен­ности превращаются в неотъемлемую часть эмоционального мира гражданина, важный элемент патриотического единения.

Государственные герб и флаг нашей страны воплощают ее общест­венный и по­литический строй – демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий жизни для каждого гражданина. Госу­дарственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан республики независимо от социальной, национальной или религиоз­ной принадлежности.

Усвоение человеком политических ценностей, восприятие им значимости
и смысла национально-государственных символов, а также понимание форм и норм политической деятельности получило название политической социализации. Полити­ческая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения людей, принятия и выполнения ими политических ролей (избирателей, участников референдума, оппозиционеров и др.).

Человек, безразличный к уровню своей политической культуры, никогда
не сможет реализовать себя в качестве деятельного члена общества.

Проблема типологии политической культуры в различных политологи­че­ских школах и направлениях решается по-разному. Марксистский подход, исходя
из классовых и формационных представлений, выделял пролетарскую, крестьянскую, буржуазную, мелкобуржуазную и т. д. политическую культуру; политическую куль­туру общественно-экономических формаций – капитализма, социализма и т. д.

Современная западная типология политической культуры (Г. Алмонд, С. Верба) включает в себя три типа: патриархальный, подданнический и активистский. Дадим им краткую характеристику.

Патриархальная (провинциальная) политическая культура свойственна об­ществу, в котором не сформирована политическая система, нет спе­цифических политических решений, ориентация на которые не отделена от религиозных, соци­альных и экономических функций.

Подданническая политическая культура характеризуется пассивным отно­шением к политической системе, когда народ признает особый авторитет и роль власти, но в обществе практически отсутствует стремление к участию в политической жизни на иных, нежели традиционные, основаниях.

Активистская политическая культура («культура участия») обычно припи­сы­вается современным обществам. Она отражает общественную ориентацию индивидов на активную роль в политической системе независимо от положительной или отри­цательной ее оценки.

Типыполитической культуры классифицируют и по другим основаниям, например по стилям политического поведения граждан в тех или иных странах.
В связи с этим можно говорить о рыночной (когда политика понимается людьми
как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской политической культуре (которая демонстри­рует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида), а также тради­ционной (соответствующей аграрному этапу развития общества), модернистской (развивающей свои традиции и ценно­сти на основе индустриального способа произ­водства) и постмодернистской (формирующей нормы на основе доминирования постматериальных ценностей, ка­чественного повышения политической роли элек­трон­ных СМИ и соответствую­щих им информационных технологий властвования) ее разновидностях.

К функциямполитической культуры относятся:

· функция идентификации, раскры­вающая постоянную потребность чело­века в понимании своей групповой при­надлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности;

· функция ориентации, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей
при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

· функция предписания (программирования), выражающая приоритетность опре­деленных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека;

· функция адаптации, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

· функция социализации, характеризующая обретение человеком определен­ных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

· функция интеграции (дезинтеграции), обеспечивающая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохра­нения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

· функция коммуникации, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов
и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, сте­реотипов и других средств информации и языка общения.

Наши рекомендации