Основы политической экономии домонополистического капитализма. Способность рабочего к труду, а значит и продукт его труда, принадлежат капиталисту
Способность рабочего к труду, а значит и продукт его труда, принадлежат капиталисту. Закон стоимости, как закон обмена эквивалентов, не противоречит тому, что стоимость, созданная в результате затраты живого труда, превышает стоимость рабочей силы. В безграничном стремлении к увеличению производства прибавочной стоимости капиталисты различными способами усиливают эксплуатацию наёмных рабочих. Этим способам соответствуют две формы прибавочной стоимости – абсолютная и относительная. Абсолютная является результатом удлинения рабочего дня сверх необходимого рабочего времени, в течение которого рабочий воспроизводит стоимость своей рабочей силы, она возрастает также с повышением интенсивности труда. Относительная прибавочная стоимость достигается сокращением необходимого рабочего времени (с повышением производительности труда), что ведёт к снижению стоимости рабочей силы.
Следует отметить, что развитие капитализма характеризуется устойчивым возрастанием нормы прибавочной стоимости, представляющей собой отношение всей массы прибавочной стоимости к переменному капиталу или прибавочного рабочего времени к необходимому, выраженное в процентах:
m* = m/v, где m* - норма прибавочной стоимости;
m – масса прибавочной стоимости;
v – переменный капитал.
Между нормой и массой прибавочной стоимости существует функциональная связь. Если норма прибавочной стоимости отражает степень эксплуатации рабочего класса, то масса – абсолютную величину прибавочной стоимости (m) и равна стоимости авансированного переменного капитала (v) умноженной на норму прибавочной стоимости (m*). Маркс отмечал:
«Так как в норме прибыли прибавочная стоимость исчисляется на весь капитал и относится к этому последнему как к своей мере, то вследствие этого кажется, будто сама прибавочная стоимость возникла из всего капитала, и при том равномерно из всех его частей, и таким образом органическое различие между постоянным и переменным капиталами погашается в понятии прибыли…».
Величина нормы прибыли находится в прямой зависимости от нормы прибавочной стоимости. Стремясь обеспечить наибольшую норму прибыли, капиталистические предприниматели повышают степень эксплуатации наёмных рабочих и вместе с тем экономят на постоянном капитале (что во многих случаях ведёт к ухудшению условий труда). Рост органического строения капитала уменьшает норму прибыли, а повышение скорости его оборота – увеличивает её. Увеличение нормы и массы прибыли служит движущим стимулом капиталистического производства. Норма прибыли выражает не только острые противоречия внутри класса капиталистов (между отдельными группами и лицами за присвоение доли прибыли при её делёжке), но и коренное антагонистическое противоречие между буржуазией и пролетариатом. На рост нормы прибавочной стоимости влияют такие противодействующие факторы как борьба рабочего класса и рост стоимости рабочей силы.
В связи с этим Маркс отмечал, что возможное улучшение
«…жизненного положения рабочего, ничего не меняет в природе и законе относительной прибавочной стоимости, ничего не меняет в том, что в результате повышения производительности труда все более значительная часть рабочего дня присваивается капиталистом. Отсюда видна вся вздорность попыток опровергнуть этот закон путем подбора статистических выкладок в доказательство того, будто материальное положение рабочего …улучшилось… вследствие развития производительной силы труда».
Для капиталистического способа производства характерна тенденция к отставанию заработной платы от стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, революционных традиций и организованности рабочего класса. При этом капитал распадается на две части: постоянный капитал, расходуемый на приобретение средств производства, стоимость которых без изменения переходит на готовый товар, и переменный капитал, расходуемый на покупку рабочей силы. Стоимость переменного капитала изменяется, она возрастает в процессе труда на величину прибавочной стоимости. Превращение части прибавочной стоимости в капитал представляет собой накопление капитала. Маркс указывал:
«Применение прибавочной стоимости в качестве капитала, или обратное превращение при-бавочной стоимости в капитал, называется накоплением капитала. …величина накопленного капитала, очевидно, зависит от абсолютной величины прибавочной стоимости».
Мы понимаем, что первоначальное превращение денег в капитал совершается в точном согласии с экономическими законами товарного производства и вытекающим из них правом собственности:
1). продукт принадлежит капиталисту, а не рабочему;
2). стоимость этого продукта, кроме стоимости авансированного капитала, заключает в себе прибавочную стоимость, которая рабочему стоила труда, а капиталисту ничего не стоила и, тем не менее, составляет прибавочную стоимость последнего;
3). рабочий сохранил свою рабочую силу и может снова продать её, если найдет покупателя.
Отсюда видно, что процесс, создающий капиталистические отношения, не может быть ничем иным, как процессом отделения рабочего от собственности на условия его труда - процессом, который превращает, с одной стороны, общественные средства производства и жизненные средства в капитал, с другой стороны, - непосредственных производителей в наемных рабочих.
В связи с этим Маркс писал:
«Рабочая сила покупается здесь не для того, чтобы ее действием или ее продуктами покупатель мог удовлетворить свои личные потребности. Цель покупателя – увеличение стоимости его капитала, производство товаров, которые содержат больше труда, чем он оплатил, следовательно, содержит такую часть стоимости, которая для него ничего не стоила и которая, тем не менее, реализуется при продаже товара».
Поскольку присвоение классом капиталистов прибавочной стоимости, созданной рабочим классом, происходит в соответствии с внутренними законами капиталистического способа производства, и прежде всего с законом стоимости, то капиталистическая эксплуатация вытекает из самого существа капиталистических производственных отношений. Следовательно, освобождение рабочего класса от «наёмного рабства» невозможно в рамках буржуазного строя; для этого необходима социалистическая революция.
Совершенствуя технику на отдельных предприятиях, используя достижения науки, развивая средства транспорта и связи, улучшая организацию производства и товарообмена, капиталисты стихийно развивают общественные производительные силы. Концентрация и централизация капитала способствуют появлению крупных предприятий, где сосредоточены тысячи рабочих, приводят к растущему обобществлению производства. Однако огромные, всё возрастающие богатства присваиваются отдельными капиталистами, что ведёт к углублению основного противоречия капитализма. Противоречие между общественным характером производства и капиталистическим присвоением принимает форму антагонизма между пролетариатом и буржуазией. Объективные закономерности экономического развития требуют разрешения этого противоречия: замены капиталистического способа производства коммунистическим, основанным на общественной собственности на средства производства. Одновременно с этим в рамках буржуазного строя вырастает сила, способная осуществить эту замену – рабочий класс.
Противоречие проявляется также в сфере производства и потребления. Противоречия капиталистического способа производства наиболее остро проявляются в периодически повторяющихся экономических кризисах, которые не разрешают противоречий, а ведут к дальнейшему углублению и обострению, что свидетельствует о неизбежности гибели капитализма. Таким образом, сам капитализм создаёт объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.
Антагонистические противоречия и историческая обречённость капитализма находят отражение в сфере надстройки буржуазного общества. Буржуазное государство, в какой бы форме оно не существовало, всегда остаётся орудием классового господства буржуазии, органом подавления трудящихся масс. Буржуазная демократия носит ограниченный и формальный характер. Кроме двух основных классов буржуазного общества (буржуазия и пролетариат), при капитализме сохраняются классы, унаследованные от феодализма: крестьянство и помещики-землевладельцы. Растёт также социальный слой интеллигенции – лиц умственного труда. Главная тенденция развития классовой структуры капиталистического общества – поляризация общества на два основных класса в результате размывания крестьянства и промежуточных слоёв. Эпоха первоначального накопления и капиталистического «освоения» окраин мира сопровождалась уничтожением целых племён и народностей. Колониализм, служивший источником обогащения буржуазии и так называемой рабочей аристократии в метрополиях, привёл к длительному застою производительных сил в странах Азии, Африки и Латинской Америки, способствовал сохранению в них докапиталистических производственных отношений.
Из анализа теории прибавочной стоимости непосредственно следует вывод о непримиримости классовых противоречий между капиталом и наёмным трудом. Так как более быстрый рост постоянного капитала по сравнению с переменным (рост органического строения капитала) ведёт к накоплению на одном полюсе капиталистического общества богатства, а на другом – нищеты, порождает резервную армию труда, безработицу. Главным классовым противоречием капитализма является противоречие между рабочими и буржуазией, выражающееся в острой классовой борьбе. В ходе этой борьбы вырабатывается революционная идеология, создаются политические партии рабочего класса, подготавливаются субъективные предпосылки революции.