Простое товарное производство базируется на личном труде производителя, ему же принадлежат средства производства и продукт труда.

Капиталистическое товарное производство основывается на найме работников и сохранении в собственности нанимателя средств производства и продукта труда.

Вместе с тем эти два вида товарного производства однотипны ― они функционируют на основе частной собственности на средства производства и результатов труда, созданный продукт подлежит реализации (купле-продаже, обмену) на рынке.

Но от этого рынка, как особой сферы «экономики», до возникновения «рыночной экономики» ― еще длинный путь, потому что в рамках второй («экономической») ступени рынок еще продолжал подчиняться производству, это был еще «рынок продавца», диктующего свои цены покупателю (потребителю);

― «рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это ― «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус над ценой, что можно подтвердить возникновением именно на этой ступени развития производства и обмена такой науки как маркетинг.

Таким образом, сам по себе производитель (продавец) ― это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Диалог (синтез свободы и ограничений) взамен монолога – вот что такое «рыночная экономика».

۩Рынок и его структура и функции

Рынок:

1) как экономическая категория обозначает и характеризует центральное звено рыночной системы хозяйствования ― совокупность отношений между людьми в процессе производства и обмена товаров или услуг при помощи денег, на основе конкуренции;

2) форма взаимоотношений между обособленными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ при помощи денег, на основе конкуренции;

3) определенный способ координации общественных и личных экономических интересов, определенная система удовлетворения потребностей производителей и потребителей товаров и услуг;

4) специфический механизм, регулирующий все процессы в общественном производстве, определяющий сферы наиболее выгодного приложения труда и капитала;

5) институты и механизмы (юридические, организационные и др.), которые обеспечивают обмен товарами;

6) форма контактов между продавцом и покупателем товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг, валюты;

7) способ взаимодействия, координации производителей и потребителей,основанный на информации, которая передается через децентрализованный, безличностный ценовой сигнал.

К субъектам рынка следует относить домохозяйства, фирмы (предприятие) и государство (см. таблицу 7).

Субъекты рынка с точки зрения правовых отношений:

1) физические лица ― в гражданском праве отдельные граждане (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъекты гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием;

2) юридические лица ― по гражданскому законодательству ― организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Они работают в целях получения прибыли и поставляют на рынок товары и услуги для домашних хозяйств, то есть потребителей;

3) государство― управляющая обществом система, обладающая внутренней структурой и имеющая специальные органы для реализации своих полномочий ― государственный аппарат и механизм его функционирования. Именно его аппарат ― Правительство ― является непосредственным субъектом экономических отношений (с правами кредитораспорядителя бюджетных средств).

Правительство представляет некоммерческий сектор в экономике. С одной стороны, правительство, как и домашние хозяйства, ― крупный покупатель продукции частного бизнеса. С другой стороны, правительство регулирует деловую активность экономических агентов, взаимодействие производителей и потребителей.

Объекты рынка― это все, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.

Таблица 7

Наши рекомендации