Сущность теории общественного договора.
Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора.
Первой попыткой схематического изложения теории естественного права считается учение Гуге Гроция и Б. Спинозы. Дальнейшее развитие теория естественного права и общественного договора получила в учениях английских ученых Томаса Гоббса и Джона Локка.
Гоббс рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей (каждый в естественном состоянии имеет право на все). Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех». В результате в естественном состоянии всем угрожает опасность быть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а «разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению». Так в результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство. Образование государства означает создание общества. Общественный договор – договор объединения, посредством которого масса превращается в организованное общество и образует единое лицо. Это новое лицо – государство, воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты: «тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным». Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и ни перед кем не ответственна. Она стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Гоббс сторонник абсолютной монархии.
Локк он считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основными устоями естественного права Локк признает личную свободу и уважение к частной собственности. Договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает на последнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всего право частной собственности. Если государство нарушит эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнуть договор. Локк – сторонник конституционной монархии. Он впервые выдвинул идею о разделении властей на законодательную (издавать законы), исполнительную (приводить их в жизнь) и союзную (федеративную – занимается вопросами политики). Все власти неравноправны (законодательная власть – верховная, ее ограничивает только право собственности гражданина). Государство – независимое сообщество людей, которое создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности.
Руссо считает, что в основе государства лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – отыскание такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена, и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Права всех людей, вступающих в подобную ассоциацию, должны быть отчуждены в пользу общественного целого. «Зато каждый человек приобретает здесь гражданскую свободу и право собственности».
Кант – существование правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.
Понятие геополитики.
Введение в научный оборот термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р.Челлена, который характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».
Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются Мэхен, Маккиндер, Фейргрив, Спайкмен, Хаусхофер. В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.
По мнению Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки; а тот, кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка, Австралия, Океания, Великобритания), родина либерализма.
Идея значения географических факторов для положения государств, их политики иисторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внешней политики. Главный недостаток этой модели международных отношений заключается в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.