Теории «общественного договора». Теории общества Шефтсбери и Мандевиля.

Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояниечеловека. Сторонниками этой теории бы­ли Гроций, Спиноза, Локк, Руссо. В Алек­сандр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Основные положениям теории общественного договора Жан-Жака Руссо:

- каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состо­янии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал; - основанием права могут служить только договоры и соглашения. В про­тивовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политическо­го, то есть основанного на договорах; - основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглаше­ния: законная власть возникает в результате добровольного соглашения сво­бодных и добродетельных людей. - в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечива­ют объединение народа в неразрывное; - по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он не­отчуждаем и неделим.; - сущность теории общественного договора заключается в передаче влас­ти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над все­ми его членами; - во всех формах правления суверенитет и законодательная власть при­надлежат всему народу, который является источником власти; - всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. Народный суверенитет - основополагающий принцип республиканского строя. - подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разде­ления властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею раз­граничения функций органов государства.

Мандевиль Вернард (1670- 1733) - англ, философ-моралист.В 1714 вышла его работа под названием Басня о пчелах, или Частные пороки – общая выгода (The Fable of the Bees: or, Private Vices, Publick Benefits). В сатире описывался улей, где пчелы устранили зло, после чего обнаружилось, что с пороками исчезло и само общество. Пока пчелы грешили, улей процветал; обратившись к добродетели, улей обнищал. Автор прибегает к традиционной шкале ценностей: своекорыстие дурно, самопожертвование добродетельно. Таким образом, гордыня, эгоизм и стяжательство суть пороки, однако, свидетельствует Мандевиль, именно на них зиждется экономическое благосостояние общества. Должное равновесие между потребностями и запросами общества, а в конечном счете и его благосостояние поддерживаются тем лучше, чем менее в него вмешиваются власти и благотворительные организации. Мандевиль предвосхитил позднейшую экономическую теорию «laissez-faire», т.е. принцип неограниченной свободы предпринимательства. В художественной форме М. выразил идею, что расточительность есть порок способствующий торговле, напротив, жадность, вредит коммерции в сатире.

ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР- англ. философ. Занимался гл. обр. проблемами этики и эстетики. Эстетизировал мир, рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса, пронизанного гармоническим единством. Образ космоса служил для Ш. выражением стремления человека к идеалу гармонической естественности как разумной упорядоченности человеческого бытия. Сближая этику с эстетикой, Ш. настаивал на эстетическом характере нравственного блаженства «гармонической жизни» Шефтсбери полагал, что поскольку "моральные чувства", присущие каждому человеку с момента его рождения и влекущие людей друг к другу, являются общественными изначально, постольку их естественным состоянием и должно считаться именно их общественное состояние, и никакое иное. Состояние же "войны всех против всех", о котором говорил Гоббс или "неограниченной свободы" каждого, делающей проблематичной свободу (и собственность, и даже жизнь) "всех" без исключения, как полагал Локк, - это, по Шефтсбери, не "естественное", а, наоборот, противоестественное состояние.

33. Критика цивилизации Ж.‑Ж. Рус­со.

Жан Жак Руссо — французский писатель и философ-просветитель. Основная идея Руссо - культ природы и критика цивилизации, искажающей изначально непорочного человека. Одна из самых оригинальных и глубоких идей Ж.-Ж. Руссо – оценка культуры как показатель деградации человека. Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств приносит вред человечеству и ведет к деградации общественных нравов. Он исходил из того, что когда человек жил по велениям своей природы, когда не существовало цивилизации, человек был добр и счастлив, а в мире царила гармония, и не существовало тех зол, которыми теперь полон мир. Ж.-Ж. Руссо считал, что природа представляет собой настоящую ценность, видел противоречие социального и научного прогресса, опасался накопления знаний без учета того, приносят ли они благо человеку. Философ подвергает критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве, и противопоставляет ей “естественное состояние”, где люди были равны и свободны, рисует картину идеального общества, максимально приближенного к природе. Для Руссо отпадение от золотого века началось с появлением частной собственности. Руссо полагал, что всеобщее равенство и свобода людей - естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате общественного договора свободных людей. Руссо озабочен мыслью о всеобщем благе людей, осуждает цивилизацию из моральных побуждений. По его мнению, науки, искусства и сложные хитросплетения общественной и государственной иерархии заставляют человека забыть о своей настоящей природе, которая состоит в естественном отвращении к страданиям подобных нам существ. Руссо выступает как защитник чувства от покушений разума. Протест Руссо против неравенства и общественной несправедливости предполагает глубокую заинтересованность человека в справедливом социальном устройстве.

Наши рекомендации