Теории естественного права и общественного договора в исторических концепциях Г. Гроция, Т. Гоббса, С. Пуффендорфа.

Теория естественного права и общественного договора в трудах Гуго Гроция и Томаса Гоббса. У человека от рождения набор прав, их нельзя отчуждать или менять. Если требовалось доказать что какая-то форма государственного устройства является идеальной, то говорили что именно эта форма обеспечивает защиту естественных прав.

Теория общественного договора – власть – результат договора между людьми – делегирование части прав для защиты людей самих от себя.

Гуго Гроций (1583—1645)Томас Гоббс (1588-1679) учёные надеялись распространить достижения математики на взаимоотношения что бы предотвратить бедствия. Гоббс стремился сделать нормы механики нормой жизни. Гоббс перевёл «Историю» Фукидида, Гроций – переиздаёт Тацита что бы утвердить некоторые закономерности. Вслед за гуманистами стремились к познанию сущности государства. Гроций читал что человек – существо общественное и нуждается в общении с себе подобными – важнейшее свойство природы. У первых людей не было частной собственности, люди могли владеть для своей надобности всем, употреблять всё, что могут – право на вещи низшего порядка. Так не могло длиться долго – люди находились в великой простоте и чрезвычайной взаимной приязни – стремились к общению друг с другом. По мере возникновения земледелия, скотоводства, ремесла – изобретательность – указывает, что эта изобретательность вызывали хитрость в человеке – этому потребляется для удовлетворения страстей. Разные способности – разные результаты – соревнования и убийства, добрые превращаются в злых. Отдельные семьи не в силах противостоять насилию – решили создать государство, атмосфера насилия противоречит общительной доброй природе человека. Люди объединились в государство добровольно, оно не божественно.

Тома Гоббс (1588-1678) – Теория Общественного Договора, предшественник просвещения. Гоббс как и Гроций думал что люди в естественном состояние не имели государства, но Гоббс отрицал что людям свойственно стремление к общению, против того, что один ни чего не отнимал ничего у другого в естественном состоянии – присущ эгоизм – всё захватывать, нет принципа морали, есть принцип собственной воли и пользы. Таким образом, первобытные в войне всех против всех – нет развития в обществе – нет уверенности в результатах. Есть только страх и опасность смерти. Такое невыносимо – решили изменить. Единственный выход – создание государства в разумном ограничении войны всех против всех – люди договорились об отказе от ряда прав и передачи государства – положить конец войне всех против всех. Люди добровольно отказываются от свободного состояния. Появляются обязанности государства. Гоббс признавал что не следует повиноваться если власть против заповедей и прав. Самозащита в случае крайней необходимости возможна. Противится власти законно если царь замышляет гибель своего народа. если имеет место переворот или столкновение властей и новая власть злоупотребляет правами и неугодна народу. С правовой точки зрения невозможно противиться власти без правонарушения и человек на него идёт. Человек борется за естественные права и нарушает права государства.

Гоббс выступил с тезисом о нерушимости права верховной власти. Права людей в естественном состоянии безграничны, а так, как люди добровольно заключают договор, в безграничность превращаются права государства. «Левиафан» - произведение Гоббса. Государство для человека – земной Бог. Государственный закон – единственное право на земле. С естественным правом связывается ещё и обязанность государя заботиться о всеобщем благе. Первичная задача – обеспечение счастья веем подданным. 4 условия счастья:

  1. Защита от внешних врагов
  2. Сохранение внутреннего мира государства
  3. Поднятие народного богатства и благосостояния
  4. Каждый имеет право пользоваться свободой ели она не наносит ущерба другим гражданам.

Сосуществование государств рядом, до XVII века доводы о справедливости войн, целесообразность войн. Оправдание для войн до XVII века:

  1. Защита и расширение веры
  2. Защита и расширение территорий
  3. Наказание за нарушения клятвы
  4. Преступления других государей, направленные против этих государств

Человеческая природа чужда расовой идее – эти идее не могут быть оправданием войны, война всегда ведётся по соображениям собственной пользы. Нужно стремиться что бы избегать войны – сама по себе война – нарушение естественных прав людей. Гоббс более консервативен – больше правомерности войн, единственный закон – государственный, права под сомнения, определяет иерархию в развитии государств – понимание своей пользы, более сильное может вмешиваться.

Не отрицали существование Бога. Гроций – Бог создатель человека и он же даёт права. Считал что, создав человека, Бог дал людям возможность творить свою историю – защитник естественного права. Ошибки – только от людей, Гоббс – Бог заложил в человека понятие естественный разум, человек может им пользоваться – история развивается уже не по божеским законам. Частичка естественного разума трансформируется в человеческий разум – не божественные, а человеческие законы управляют историей.

Критика священного писания как источника. Гоббс – более критичен – у них расходились понятия о государстве с библейским представлениям. Теория общественного договора противоречит смыслу создания государства из библии – государство создаётся Богом. Гроций вплетает некоторые факты в собственное повествование. Гоббс не стремился использовать библию как исторические примеры, не доходил до критики – подвергал текст анализу. Гоббс опровергал утверждение что Пятикнижие написано Моисеем – Моисей был косноязычен, его брат – помощник.

Семюэл Пуффиндорф (1632-1694) – интеллектуальная среда в Германии отличалась от Франции. Во Франции всё, что опровергало католическую догматику или государство – оппозиция, в Англии – пытались помочь государству, в Германии – расширение и создание интеллектуальной философской среды. Раздробленность и упадок культуры в Германии – унижение, победительницы хотели распространить вою культуру в Германию – нет радикальных теорий – соединить все наработки в немецкой среде. Немецкие учёные – эклектики – примерить новые научные и старые теологические теории. В Германии в большем разнообразии религиозные течения – католики, протестанты, в протестантах – раскол – принятие веры разумом или сердцем. Нужно было приспособить новые теории, в основном из буржуазной среды, к интересам дворянства. «Политическое рассуждение о согласии политики истинной с религией христианской», «Введение в историю знатнейших европейских государств», «О должности человека и гражданина».

Развитие общества, истории и государства. Опровергает божественный подход – Бог сам определяет царей – человек обладает разумом и такое утверждение – заблуждение. Люди сами составили между собой общество, заключили согласие, руководствовались соображениями собственной пользы. Не заявлял что люди слишком стремятся к общению, не так много о войне всех против всех, человек в гражданском состоянии в одиночестве, государство устанавливает связи между людьми. Обязанность правителя – забота о подданных. Угроза – в следствии сильных, злых и не сытых – благополучный не стремится к насилию. Государство должно вводить законы, они должны основываться на естественном праве. Много рассуждает о преступлениях и насилии – люди, находясь в естественном состоянии в большей степени терпели бы бедствия, чем от государства – преступления от государства – меньшее зло, чем естественное состояние. Оправдывал рабство, современные ему методы эксплуатации оправдывал.

Наши рекомендации