Теории общественного договора в работах мыслителей эпохи Просвещения.

На основе концепции естественного права возникла договорная теория происхождения государства, трактующая его появление как результат сознательной деятельности людей. Теория опирается на выделение двух состояний людей: естественного - без государства и гражданского, основанного на государственной власти и юридических законах. Этот переход осуществляется посредством заключения договора между людьми. Томас Гоббс.естественное состояние людей представляет собой постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс сравнивал то с искусственным человеком, то с рукотворным богом, то с Левиафаном, библейским персонажем, представляющим собой огромное морское чудовище. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Джон Локк. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии. К естественным, неотчуждаемым правам человека он отнес следующие : право на жизнь, защищающее безопасность человека; право на свободу, устраняющее угнетение человека и дающее возможность определять свою жизнь в соответствии со своими желаниями; право на собственность - право работать и обладать результатами своего труда. Локк оправдывал частную собственность, так как считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой. Жан-Жак Руссо.он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, так как именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя под власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между какими-либо органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.

Идея меритократии

Меритократия- теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях НТР перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами. Основателем теории меритократии является английский социолог Митчел Янг. Он считал, что социальный прогресс зависит от меры сочетания власти и интеллекта. От использования человеческого потенциала, талантов зависит успех развития общества. Поэтому назначение меритократии он видел в интеллектуализации общественной жизни, раскрытии естественных дарований личности.

Меритократическая модель со своим девизом "каждому по его заслугам" направлена против несправедливого распределения политических ценностей, основанных на знакомстве, связях, наследственности и т.п. В основе иерархического полит строения общества и государства должен лежать принцип зависимости должности только от способностей и достижений конкретной личности. Поэтому чем выше в полит иерархии должность, тем более умные и способные люди должны ее занимать. Столь очевидные и прекрасные тезисы меритократической модели полит сообщества людей трудно осуществить на практике. С одной стороны, она опирается на высокую сознательность, структуру выбора, профессионализм в политике обычных людей, что проблематично и нереально. С другой стороны, избиратели в процессе выборов на руководящие посты должны отдавать свои голоса только наиболее способным, одаренным людям, определить же степень, меру этих качеств тоже очень трудно. Меритократия – одна из попыток избежать негативных аспектов полит режимов, основанных на власти аристократии, но сохранить при этом управляемость и цельность. Основные проблемы меритократии – способ выделения достойных и механизмы, препятствующие появлению родовой аристократии. Историческая практика показала, что меритократии как таковые сохраняются только в первом поколении после реформы предыдущего правления. В это время к власти приходят наиболее харизматичные личности и наиболее активные и умелые члены общества. После этого либо закрепляется один из вариантов наследного правления, либо вводятся демократические процедуры.



Наши рекомендации