Английский философ-материалист, автор теории общественного договора.

1. Первым выделил понятие естественное и гражданское состояние общества.

Представление о государстве (естественное состояние —

1. все люди равны,

2. каждый руководствуется своими потребностями и интересами;

3. человек эгоистичен, наделен страстями, желает власти, богатства, наслаждений;

4. человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий;

5. его свобода ничем не ограничена, каждый имеет право на все — конфликты, невозможность обеспечить собственное благо и уберечься от зла;

6. взаимный страх и подозрительность).

Государство (единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и защиты).

Задачей государства яв-я – сохранение гражданского состояния, недопущение к возврату войны всех против всех. Поэтому гос-во по Гоббсу – наделено абсолютной властью.

Государство – результат обществ. Договора, придерживается принципу равенства людей.

Отстаивает сохранение религии.

Автор теории общественного договора.

Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Формы государства (идеальное государство).

Три формы государства:

1) демократия (не одобряет — черни недоступна большая мудрость; возникают партии, что ведет к гражданской войне);

2) аристократия (тем лучше, чем больше сближается с монархией);

3) монархия (лучшая форма, более других соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти).

Либеральные идеи Дж. Локка.

"Два трактата о государственном правлении"

Оппонент Гоббса. Англ. Мыслитель.

По его мнению:

1. Люди заключают общественный договор не для того, чтоб лишиться прав, а для того, чтобы защитить свои права.

2. Гражд.состояние складывается до подписания обществ договора.

3. Главный элемент – личность, а не гос-во.

4. Течение – либерализм. Родоначальник (свободный)

Либерализм – полит доктрина, которая в центр полит системы ставит индивида, личность, наделенную фундаментальными правами.

Задача гос-ва – защита прав и свобод личности.

В либерализме индивид. Свобода имеет только одно ограничение – заканчивается там, где начинается свобода другого.

По его мнению, лишь народ является полным носителем власти, которой он передает лишь те права, которые связаны с деятельностью правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и отношений с другими государствами. Отсюда и распределение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связки).

Дж. Локк:

1. - воспринял и обогатил идеи естественного права

2. - общественного договора

3. - народного суверенитета

4. - неотъемлемых свобод лица

5. - законности сопротивления тирану

6. - интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм.

Дж. Локк негативно относился к абсолютной монархии, в которой монарх зарится на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав.

Либерализм Ш.Л. Монтескье.

Представитель просвещения.

Продолжил развитие либ.

Отстаивал идей свободы, идеи правового гос-ва.

Особенности: делит власть:

1. Законодат-я (принадлежит парламенту)

2. Судебная (принадлежит суду)

3. Исполнительная (принадлежит правительству)

Формы правления: Монархия, Республика (демократическая, аристократическая), Деспатия

Подверг критики теорию общественного договора.

Свои общественно-политические воззрения Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.) изложил первоначально в романе “Персидские письма”, а также в историческом очерке “Размышления о причинах величия и падения римлян” и других сравнительно небольших работах.

Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существовавших форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству.

Наши рекомендации