Теоретико-методологические основы изучения политических систем.

Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе .

По отношению к понятию "политическая система" более широким является понятие "политическая жизнь", которое охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни.

Понятие "система" пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии и политологии его впервые использует американский исследователь Т. Парсонс. Другой американский политолог Д. Истон в 1953 г. вводит в науку и само понятие "политическая система".

Сущность системного описания общества наибольшее выражение получила в теоретических построениях Т. Парсонса. Он подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

  • Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества:
    • экономическая подсистема играет роль связующего звена между обществом и природой (функция адаптации);
    • политическая подсистема, которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция целеполагания);
    • социетальная ("общностная") подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля - от законов до неформальных правил (функция интеграции);
    • подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).

Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы.

С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как систем

  • Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:
    • состоять из множества взаимосвязанных структурных элементов. Эта взаимосвязь обеспечивает свойство целостности и единство системы;
    • существовать в рамках внешнего окружения или среды;
    • иметь границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде;
    • носить открытый характер (т.е. она подвержена воздействиям, идущим из внешней среды);
    • характеризоваться такими свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции.
  • Что выступает внешней средой политической системы? Д. Истон выделил две среды (окружения):
    • интрасоциетальную - другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная;
    • экстрасоциетальную - другие общества, международные институты и отношения.

Но любое общество, в том числе и его политическая подсистема, испытывает влияние внесоциальной - природной - среды. Перечисленные факторы будут детерминировать изменения политической системы. Только реагируя на импульсы, идущие из внешнего окружения, система сохраняет способность к стабильному функционированию и развитию.



  • В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем:
    • системная;
    • структурно-функциональная;
    • информационно-кибернетическая.

1. Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.
"Вход" представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".

Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

  • Истон выделяет два вида легитимности:
    • диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;
    • инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.

И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.
2. Структурно-функциональную модель политической системы разработал Г. Алмонд . Политическая система, по его мнению, представляет собой типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений. Главная функция системы - обеспечение легитимного принуждения, что позволяет сохранить общественную стабильность.

  • Анализ системы должен осуществляться на двух уровнях:
    • институциональном (исследование политических институтов);
    • ориентационном (исследование политической культуры).

В структурном плане она включает в себя формальные (правительственные органы) и неформальные институты (групповые объединения), поведенческие аспекты этих институтов, активность отдельных граждан.

  • На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:
    • все политические системы имеют собственную структуру;
    • политическая система многофункциональна;
    • все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными институтами (структурами) системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;
    • все политические системы являются смешанными в культурном смысле;
    • отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.

3. Информационно-кибернетическую модель. К. Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей.

  • Процесс функционирования системы складывается из нескольких этапов:
    • этап 1: получение информации и формирование блока данных;
    • этап 2: селекция информации: отбор и оценка полученной информации;
    • этап 3: принятие решений;
    • этап 4: реализация поставленных целей.

Принятие решений и их коррекция осуществляются с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели.

Наши рекомендации