Глава I. Теоретико – методологические основы изучения игровой деятельности

Введение

Актуальность. Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Игра – великое изобретение человека. Она влияет на биологическое, социальное и духовное развитие. В ней, как в зеркале отображались история человечества.

Ещё в первобытном обществе игра занимала важное место в воспитании детей. Через игру ребенок познаёт окружающий мир, формирует навыки самостоятельной деятельности, формирует навыки общения в условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга общения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на продолжительную историю изучения игры и специфики применения игровых технологий в работе с детьми, динамичность и меняющиеся потребности современной детской аудитории заставляют по-новому осмыслить этот вопрос.

Степень разработанности проблемы: Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов (C. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.П.Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте. Воспитательные и развивающие способности игры рассмотрены в работах Я.А.Коменского, Ж. Пиаже, Ж.Ж.Руссо, а также в исследованиях отечественных педагогов и психологов: К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, Л. Рубинштейна, А. Н.Леонтьева, А. В. Запорожца, Н. П. Аникеевой, И. А. Орловой. Применение игры в социально культурной работе с детьми младшего школьного возраста изучали такие авторы как: И. Н. Ерошенков, Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, М. П. Шухман и многие другие.

Объект исследования:младший школьник.

Предмет исследования: игры в социально-культурной работе с младшими школьниками.

Цель исследования: изучение игры и её использование в социально-культурной работе с детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что использование игры в социально – культурной работе с младшими школьниками будет эффективно при условии:

- Систематического использования игровых методов и приемов в социально – культурном процессе;

- Учета возрастных и психологических особенностей младшего школьного возраста;

- Создание комфортных психолого – педагогических условий для становления гармонично развитой личности.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по теме работы;

2. Раскрыть классификации и функции игр;

3. Рассмотреть игру как ведущий вид деятельности ребёнка;

4. Рассмотреть игру в социально-культурной работе с младшими школьниками.

База исследования: Центр дополнительного образования «Тимуровец».

Апробация исследования: основные положения работы докладывались на студенческой научно – практической конференции «День студенческой науки и творчества – 2017» ФГБОУ ВО ВСГИК г. Улан – Удэ.

Методологическая база исследованиявключает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные и методические пособия, периодические издания и монографии разных авторов (Ж. Пиаже, Н. П.Аникеева, Л. С. Выгодский, П. П. Блонский, А. П. Усова, Г. Л. Лэндрет, К. Гросс, C. Рубинштейна, И. А. Орлова, И. С. Сергеева, Т. Г, Киселева, Ю. Д. Красильников, С. А. Шмаков, М. П. Шухман и др.). Анализ данной литературы показал, что значительное количество исследований особенностей развития младших школьников посвящено складывающейся учебной деятельности, условиям развития ее субъекта. Также исследования посвящены применению игр в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

- Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

- Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

- Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

- Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

2. Игра многофункциональна и нет самого определения «игра», так же как и нет единой классификации.

3. Игра является ведущей деятельностью ребёнка, т. к. она является главной сферой общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

4. Игры применяются в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста, т. к. игра – форма познания труда, общения, искусства и спорта.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и глоссария.

Классификация игр

Классификация — способ упорядочения предметов какого-либо рода на классы с учётом их существенных признаков.

Классификация игр – система, относящая игры к разным видам и разрядам по совокупности классифицирующих признаков.

До сих пор нет единой классификации игр, так же как и нет определения самого понятия «игра».

В отечественной научной литературе одна из первых классификаций предложена В. Всеволодским-Гернгроссом, который разделил игры на драматические, спортивные и орнаментные.[19, c 115] Классификация игр, по Г.К. Селевко, включает следующие группы игр:

1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру психологического процесса:

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

3. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

4. По предметной области:

- математические, физические, экологические;

- музыкальные, театральные, литературные;

- трудовые, технические;

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

- обществоведческие, управленческие, экономические.

5. По игровой среде:

- без предметов / с предметами;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные, ТСО;

- технические, со средствами передвижения.[22, c 85]

По продолжительности различают:

- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;

- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.

- длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующих психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.

Также выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую организацию деятельности, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров делят все детские игры на следующие виды:

1. Психологические и физические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально–творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры; игровые методы обучения.

3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры–демонстрации); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая досуговая деятельность).[19]

С. А. Шмаков предлагает классифицировать игры по типам человеческой деятельности:

1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы; игровые методы обучения.

3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно–деятельностные, организационно– коммуникативные, организационно–мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность). [26]

При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.

Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для эффективного достижения образовательных результатов и социализации ребенка.

Выводы по главе I

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

2. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

3. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

4. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра многофункциональна и нет самого определения «игра», так же как и нет единой её классификации.

Выводы по главе II

Игра является ведущей деятельностью ребёнка, т. к. она является главной сферой общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Игры применяются в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста, т. к. игра – форма познания труда, общения, искусства и спорта.

Заключение

В данной работе мы выполнили поставленную нами цель: изучение игры и её использование в социально-культурной работе с детьми младшего школьного возраста.

Анализируя различные подходы к понятию «игра», мы представили её как наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. Игра имеет широчайший ряд функций, она является наиболее естественным и комфортным состоянием, как для ребёнка, так и для взрослого. Нами рассмотрены различные классификации игр крупных педагогов и психологов.

Нами разъяснены основные психологические возрастные особенности младших школьников. Это уникальный период детства, где человек впервые осваивает активную общественную роль, общество начинает расширять круг его ответственностей и прав.

Мы определили возможности применения игры в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста. Поскольку игровая деятельность в младшем школьном возрасте по-прежнему является наиболее естественной и понятной для ребёнка. Большинство игр в учреждениях культуры и детских внешкольных учреждениях направлены на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, на формирование речи, способности внутренне планировать действия, на формирование здорового образа жизни.

Подводя итог, мы можем сказать, что игра имеет огромное влияние на младшего школьника. Ведь игра – своеобразный вид деятельности, особая форма освоения действительности путем ее моделирования и воспроизведения.

Учреждения культуры и детские внешкольные учреждения направлены на радостные эмоции, развлечения, которые закрепляют у детей знания об окружающем мире, на развитие речи, творческой инициативы и эстетического вкуса, на становление личности ребёнка, на формирование нравственных представлений.

Список использованной литературы

1. Аникеева Н. П. – Воспитание игрой: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1990 – 72с.

2. Большой академический словарь русского языка: В 30 т. / Под ред. К. С. Горбачевича. — СПб.: Изд-во «Наука», 2004

3. Большой философский педагогический словарь – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н, Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г, Панов, 1983

4. Большой энциклопедический словарь - М.: Мысль. Под ред. В. С. Стёпина. 2001.

5. Выготский Л. С. – Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. – М.: Новая школа, 1996 – 528с.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 221 с.

7. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1964.

8. Игровая деятельность детей: учебное пособие/ ВСГИК, ГКФ, Кафедра педагогики и психологии – Харитонова С. А. – Улан – Удэ: ИПК ВСГАКИ 2015 – 72с.

9. Киселева, Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность – Учебник. – М., 2004.

10. Коменский Я. А, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. – Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. - 1972. – 212 с.

12. Лэндрет Г. Л. – Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 – 368с.

13. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. – Теория и практика психотехнических игр. – ВЛАДОС, 2013. – 200 с.

14. Михайленко Т. М. – Игровые технологии как вид педагогических технологии. – г. Челябинск, 2011 – 140 – 146 с.

15. Орлова И. А. – Учим малышей общаться: игры с детьми раннего возраста. – М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.

16. Педагогическая энциклопедия – С. – Петербург: Российская национальная библиотека,

17. Педагогический словарь– Ростов – на – Дону «ФЕНИКС» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

18. Пиаже Ж. – Психология ребёнка – ред. С. Л. Соловьёва, 18 – е изд. – СПб и др.: Питер, 2005 – 159с.

19. Пидкасистый, П. И., Хайдаров Ж.С. – Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие – Москва: 6 МПУ, Рос. пед. агентство, 1996. – 269 с.

20. Психологический словарь. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

21. Рубинштейн С. Л. – Основы общей психологии: учебник. – СПб.: Питер; М.; Харьков; Минск, 1998 – 688с.

22. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская – М. : Педагогика, 1981. – 144 с.

23. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Акта, 2012. - 563 с.

24. Усова А. П. – Роль игры в воспитании детей – М.: Просвещение, 1976 – 96с. Хейзинга Й. – Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.: Просвещение, 1992 – 297с.

25. Шмаков С. А. – Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа,1994 – 240с.

26. Шухман М. П. – Формирование игровой культуры детей в процессе образовательно – досуговой деятельности. – Кемерово, 1995 – 139с.

27. Эльконин Д. Б. – Психология игры – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999 – 360с.

Глоссарий

В

Ведущая деятельность –деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка - дошкольника.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. - 1972.

Д

Деятельность –это мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели.

www.psi.webzone.ru

Деятельность –это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н, Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г, Панов, 1983

Деятельность –это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Краткий педагогический словарь. – Ростов – на – Дону «ФЕНИКС» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Деятельность –это динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Деятельность –это активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счёт этого удовлетворяет свои потребности.

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

И

Игра – термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно – практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности.

Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н, Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г, Панов, 1983

Игра –непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Игра –одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности, т.е. неутилитарной, совмещаемой ради неё самой и доставляющей, как правило, её участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие и радость.

Новая философская энциклопедия - М.: Мысль. Под ред. В. С. Стёпина. 2001.

Игра –вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Игра – форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развёртывающаяся либо в виде состязания, либо в виде представления каких – либо ситуаций, смыслов и состояний.

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И. 2003.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Краткий педагогический словарь. – Ростов – на – Дону «ФЕНИКС» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Игра –активность индивида, направленная на условное моделирование некой развёрнутой деятельности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998

Игровая деятельность- символико-моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста.

Психологический глоссарий www.ido.edu.ru

Игровая деятельность - один из видов активности человека и животных.

Большой психологический словарь, 2010.

Игровые технологии – это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Михайленко Т. М. – Игровые технологии как вид педагогических технологии. – г. Челябинск, 2011 – 140 – 146 с.

К

Культура– исторически определённый уровень развития общественно творческих сил и способностей человека выраженная в типах и формах орган. Жизни и деятельности в их взаимоотношениях, а также в созданных или материальных и духовных ценностей.

(Культурология: Программа базового курса, Хрестоматия словарь терминов – М.:ФАИР- ПРЕСС, 2000 г, Бобахо В.А., Левикова С.И.)

Культура – (возделывание, воспитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнении к природным, заученным форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

(Культурология 20 века. Энциклопедия Т.1. – СПб.: Университетская книга;ООО «Алетейя» С. Я. Левит. , Флиер А.Я, М.Н. Соколов.1998)

Культурная деятельность — деятельность по созданию, возрождению, сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественного и культурологического образования, организации культурного отдыха (свободного времени) населения.

(Закон «О культуре» в Республике Беларусь).

М

Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной.

Зимняя И. А. Педагогическая психология Ростов – на – Дону: Феникс,1997

Младший школьный возраст – период жизни ребёнка от 6 – 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы ) современной школе.

Психологический словарь. И. М. Кондаков. 2000.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе.

Педагогический терминологический словарь – С. – Петербург: Российская национальная библиотека, 2006.

О

Общество– это система отношений и институтов, т.е способов и средств социального воздействия на человека.

(Культурология, под ред. Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, 2003)

С

Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

(Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003)

Социально-культурная деятельность - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

(http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20по общественным%20наукам/Социально-культурная%20деятельность./ ; Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру)

Социальная деятельность – специфическое человеческое отношение к миру, в рамках которого человек его творчески преобразует, целесообразно изменяет, одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность

(http://terme.ru)

Введение

Актуальность. Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Игра – великое изобретение человека. Она влияет на биологическое, социальное и духовное развитие. В ней, как в зеркале отображались история человечества.

Ещё в первобытном обществе игра занимала важное место в воспитании детей. Через игру ребенок познаёт окружающий мир, формирует навыки самостоятельной деятельности, формирует навыки общения в условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга общения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на продолжительную историю изучения игры и специфики применения игровых технологий в работе с детьми, динамичность и меняющиеся потребности современной детской аудитории заставляют по-новому осмыслить этот вопрос.

Степень разработанности проблемы: Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов (C. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.П.Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте. Воспитательные и развивающие способности игры рассмотрены в работах Я.А.Коменского, Ж. Пиаже, Ж.Ж.Руссо, а также в исследованиях отечественных педагогов и психологов: К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, Л. Рубинштейна, А. Н.Леонтьева, А. В. Запорожца, Н. П. Аникеевой, И. А. Орловой. Применение игры в социально культурной работе с детьми младшего школьного возраста изучали такие авторы как: И. Н. Ерошенков, Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, М. П. Шухман и многие другие.

Объект исследования:младший школьник.

Предмет исследования: игры в социально-культурной работе с младшими школьниками.

Цель исследования: изучение игры и её использование в социально-культурной работе с детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что использование игры в социально – культурной работе с младшими школьниками будет эффективно при условии:

- Систематического использования игровых методов и приемов в социально – культурном процессе;

- Учета возрастных и психологических особенностей младшего школьного возраста;

- Создание комфортных психолого – педагогических условий для становления гармонично развитой личности.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по теме работы;

2. Раскрыть классификации и функции игр;

3. Рассмотреть игру как ведущий вид деятельности ребёнка;

4. Рассмотреть игру в социально-культурной работе с младшими школьниками.

База исследования: Центр дополнительного образования «Тимуровец».

Апробация исследования: основные положения работы докладывались на студенческой научно – практической конференции «День студенческой науки и творчества – 2017» ФГБОУ ВО ВСГИК г. Улан – Удэ.

Методологическая база исследованиявключает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные и методические пособия, периодические издания и монографии разных авторов (Ж. Пиаже, Н. П.Аникеева, Л. С. Выгодский, П. П. Блонский, А. П. Усова, Г. Л. Лэндрет, К. Гросс, C. Рубинштейна, И. А. Орлова, И. С. Сергеева, Т. Г, Киселева, Ю. Д. Красильников, С. А. Шмаков, М. П. Шухман и др.). Анализ данной литературы показал, что значительное количество исследований особенностей развития младших школьников посвящено складывающейся учебной деятельности, условиям развития ее субъекта. Также исследования посвящены применению игр в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

- Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

- Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

- Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

- Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

2. Игра многофункциональна и нет самого определения «игра», так же как и нет единой классификации.

3. Игра является ведущей деятельностью ребёнка, т. к. она является главной сферой общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

4. Игры применяются в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста, т. к. игра – форма познания труда, общения, искусства и спорта.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и глоссария.

Глава I. Теоретико – методологические основы изучения игровой деятельности

Наши рекомендации