Теоретико-методологические основы

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ре­бенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает ком­плексная психодиагностика нарушений развития. Она является пер­вым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечи­вающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика наруше­ний развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический марш­рут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое со­провождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополуч­ным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в ком­плексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а по некоторым данным — 30—45 %; в школьном возрасте 20 —30 % детей нужна специальная психолого-педагоги­ческая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска.

Увеличивается количество детей с пограничными и сочетан-ными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отне­сти ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учрежде­ния. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализи­рованный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образователь-

ных программ, методов, необходимых технических средств обуче­ния, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и др., сочетание обучения с необходимыми меди­цинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально-техни­ческой базы специальных образовательных учреждений и их науч­но-методическое обеспечение.

В настоящее время существует большое разнообразие специ­альных образовательных учреждений. Наряду со специализирован­ными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и спе­циальными (коррекционными) школами I—VIII видов, в кото­рые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утверж­денные Министерством образования РФ, открыты негосударствен­ные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т.п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического со­провождения ребенка.

В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений мо­жет быть различна. Значительную по численности группу состав­ляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно вы­являемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы: с нарушениями слуха, зрения, оп­тико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными на­рушениями, с недостатками речевого развития, с расстройства­ми поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Если к старшему дошкольному возрасту выра­женные нарушения психического или (и) физического развития, как правило, бывают выявлены, то минимальные нарушения дли­тельное время остаются без должного внимания. Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной кор-рекционно-педагогической помощи. Несмотря на то что для мно­гих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Поэтому очень важно своевре­менно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от норма­тивного развития.




Описанные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нару­шений развития очень велика: требуется своевременное выявле­ние детей с нарушениями развития в популяции; определение их оптимального педагогического маршрута; обеспечение их инди­видуальным сопровождением в специальном или общеобразова­тельном учреждении; разработка планов индивидуального обуче­ния и программ индивидуальной коррекции для проблемных де­тей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями раз­вития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа. Первый этап получил название скрининг (от англ, screen — просе­ивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклоне­ний в психофизическом развитии ребенка без точной квалифика­ции их характера и глубины.

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направле­ние обучения ребенка, вид и программа образовательного учреж­дения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствую­щий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в диф­ференциальной диагностике принадлежит деятельности психоло­го-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление ин­дивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик по­знавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, рабо­тоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических кон­силиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Для успешного осуществления психолого-педагогической ди­агностики нарушенного развития необходимо остановиться на рассмотрении понятия «нарушенное развитие».

Наши рекомендации