Демократический режим. Критерии и теоретические модели демократии.

О демократии говорят как:

- о политическом идеале и реальной действительности;

- об особой форме функционирования властных структур;

- системе прав, обеспечивающей широкое участие масс в управлении делами общества;

- методе регулирования отношений между управляющими и управляемыми;

- механизме удовлетворения разнородных социальных интересов и мирного разрешения межгруп-повых конфликтов;

- способе получения властных полномочий и их ротации;

- институциолизированной системе переговоров между социальными группами, обеспечивающей легитимность режима (В.М.Сергеев) и др.

Йозеф Шумпетер – концепция обязательного нормативного минимума: “демократия – такое ин-ституциональное устройство, предназначенное для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают властные полномочия посредством конкурентной борьбы за голоса изби-рателей”. Таким образом, процедурная демократия означает институализацию группового кон-фликта.

Позднее ряд авторов дополнили шумпетеровскую формулу, отметив необходимость всеобщего избирательного права, обеспечения честной конкурентной борьбы на выборах, возможность уча-стия в ней представителей всех существующих в обществе социальных групп и интересов.

“Минималистски-процедурный” подход: демократии свойственны “неопределенность результатов при определенности процедур”, в отличие от авторитаризма, где “результаты предопределены, несмотря на неопределенность процедур”. Однако “определенность процедур” в условиях “консо-лидированной демократии” ведет к значительному ограничению “неопределенности результатов”, иначе говоря, практически исключает возможность “недемократических результатов”.

Плюралистическая модель либеральной демократии: "Политическая власть народа, отправляемая свободно выражающим себя большинством, уважающим право меньшинства проявлять свое не-согласие" (Ж.Л.Кермонн).

Критерии демократического режима:

• всеобщее избирательное право граждан;

• возможность для граждан претендовать на занятие выборных должностей;

• регулярное проведение свободных, конкурентных и справедливых выборов;

• наделение избранных должностных лиц конституционным правом контроля над правительст-венными решениями;

• отсутствие притеснений по отношению к политической оппозиции (включая независимые поли-тические партии и группы интересов) и присоединяться к ним;

• свободный доступ граждан к источникам альтернативной информации.

( Ф.Шмиттер, Т.Карл)

“Минимально необходимые критерии” современной плюралистической (процедурной) демокра-тии (Роберт Даль):

1) эффективное политическое участие граждан;

2) их равенство по отношению к процессу принятия решений;

3) возможность получать достоверную информацию и, значит, делать выбор самостоятельно и со знанием дела;

4) механизм контроля граждан над “политической повесткой дня”

5) участие совершеннолетних.

Любую политическую систему, отвечающую этим критериям и можно, по его мнению, назвать “полиархией” (многовластием).

Теоретические модели демократии:

Одной из первых попыток типизации современных моделей была предпринята канадским политологом К. Макферсоном, которая впоследствии была развита и углублена Д. Хелдом, выделившем следующие модели демократии:

– классическая демократия, т.е. демократия античная, демократия в Древней Греции, главным образом афинская демократия;

– республиканизм, т.е. республиканская форма правления в Древнем Риме, а также средневековые городские республики;

– протективная демократия;

– развивающаяся демократия;

– теория отмирания государства (К. Маркс);

– состязательный элитизм;

– плюралистическая демократия;

– теория партиципаторной демократии (рассмотренная нами в предыдущей главе);

– модель легальной демократии.

В ряде исследований по теории демократии выделяются протективная (“protective”) и развивающаяся (“developmental”) модель либеральной демократии. Первое направление представлено Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, И. Бентамом, Джеймсом Миллем и др., второе – А. де Токвилем, Дж. С. Миллем, Дж. Дьюи, Л.Т. Хобхаусом и т.д. Общим для обеих моделей является приоритет гражданского общества перед государством, народный суверенитет, проявляющийся через представительное правление, защита прав и свобод личности. Вместе с тем сторонники второй модели либеральной демократии выступали за всеобщее избирательное право без какого-либо имущественного ценза, политическую эмансипацию женщин, разграничение функций выборных представительных органов власти и государственной бюрократии. Согласно концепциям развивающейся демократии участие в политической жизни необходимо не только для защиты частных индивидуальных интересов, но и для формирования компетентных и информированных граждан. Поэтому вовлеченность в политику является важным фактором развития способностей индивида.



Наши рекомендации