Теоретико-методологические основы изучения взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | ||
Теоретико-методологические основы изучения взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников | ||
1.1 Понятие творческих способностей в психологии | ||
1.2 Особенности проявления и развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста | ||
1.3 Роль познавательных процессов в формирование творческих способностей у детей старшего школьного возраста | ||
Эмпирическое изучение взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников | ||
2.1 Организация, этапы и методы эмпирического исследования | ||
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования | ||
2.3 Основные выводы исследования и практические рекомендации | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика изучения творческих способностей |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие творческой личности, готовой к реализации значимых социальных функций, к социально-преобразовательной деятельности, становится одной из существенных задач современного общества. Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных познавательных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса появляется инициатива, самостоятельность, раскрывается творческий потенциал личности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Объект исследования: уровень развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «творческие способности», «творческая активность», изучить и проанализировать проблему формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить основные компоненты творческих способностей и творческой активности на основе анализа изученной литературы.
Гипотеза исследования: можно предположить, что существует взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение средней общеобразовательной школе № 12 г. Шахты. В исследовании приняли участие учащиеся 10 «А» класса в количестве 22 человек в возрасте от 16 до 17 лет, из них 9 девушек и 11 юношей.
Методы исследования и обработки включали: теоретический анализ психологической литературы, тестирование. Для проведения тестирования был выбран тест П. Торранса.
Структура и объём курсовой работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источник. Общий объём работы составляет 37 страниц печатного текста.
Теоретико-методологические основы изучения взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников
Особенности проявления и развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста
Н. А. Ветлугина выделяет группы показателей, характеризующих отношение детей к творчеству, их интересы, способности и качества способов творческих действий:
1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний; увлечённость, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
Эмпирическое изучение взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | ||
Теоретико-методологические основы изучения взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников | ||
1.1 Понятие творческих способностей в психологии | ||
1.2 Особенности проявления и развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста | ||
1.3 Роль познавательных процессов в формирование творческих способностей у детей старшего школьного возраста | ||
Эмпирическое изучение взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников | ||
2.1 Организация, этапы и методы эмпирического исследования | ||
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования | ||
2.3 Основные выводы исследования и практические рекомендации | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика изучения творческих способностей |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие творческой личности, готовой к реализации значимых социальных функций, к социально-преобразовательной деятельности, становится одной из существенных задач современного общества. Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных познавательных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса появляется инициатива, самостоятельность, раскрывается творческий потенциал личности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Объект исследования: уровень развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «творческие способности», «творческая активность», изучить и проанализировать проблему формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить основные компоненты творческих способностей и творческой активности на основе анализа изученной литературы.
Гипотеза исследования: можно предположить, что существует взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и творческих способностей старшеклассников.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение средней общеобразовательной школе № 12 г. Шахты. В исследовании приняли участие учащиеся 10 «А» класса в количестве 22 человек в возрасте от 16 до 17 лет, из них 9 девушек и 11 юношей.
Методы исследования и обработки включали: теоретический анализ психологической литературы, тестирование. Для проведения тестирования был выбран тест П. Торранса.
Структура и объём курсовой работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источник. Общий объём работы составляет 37 страниц печатного текста.
Теоретико-методологические основы изучения взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников