Политический маркетинг. Политический менеджмент.
Политический маркетинг – это совокупность технологий политических кампаний, нацеленных на получение массовой поддержки населения в достижении определенных целей.Среди разновидностей политических кампаний можно выделить: принятие основополагающих нормативно-правовых актов; изменение структуры властных органов; перераспределение властных полномочий; формирование органов власти, включая выборы; формирование национальной идеи; Маркетинг политической кампании включает в себя ряд стадий. На первой стадии проводится изучение конъюнктуры на политическом рынке: выявляются настроения и ожидания различных групп населения; определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы. На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия: ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения; просчитываются вероятные результаты; выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать. На третьей стадии происходит продвижение «товара» на политический рынок. Одним из видов политического маркетинга является избирательный маркетинг. Его назначением является оказание помощи политическим партиям и кандидатам при разработке и проведении эффективной избирательной кампании.Политический менеджмент. Знания о подготовке, принятии и реализации политических решений составляют самостоятельную сферу политической науки – политический менеджмент. Политическим менеджментом называют и саму практику управления в сфере политики. Существует несколько концепций принятия политических решений. Одна из них концепция двух шкал – шкалы интересов и шкалы возможностей. В науке имеется два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей. Здесь исследуются роль институтов и органов управления, регламента, процедур принятия решений. Поведенческая теория рассматривает принятие решений как взаимодействие людей, ориентированных на различные, конкурирующие ценности, предпочтения, результат которого трудно предопределить. В действительности же процесс принятия решений представляет собой синтез рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур, институтов власти и значительного субъективизма управляющих. Перевод политических интересов в решения и последующая их реализация связаны с прохождением ряда этапов. Первый этап - подготовительный. Его содержанием является определение значимости тех или иных проблем для населения, типология их в зависимости от сложности, возможности быстрого реагирования, затрат, последствий.Второй этап – принятие решения. На нем формулируются политические цели и средства их достижения. В политическом менеджменте выделяются два основных метода принятия решения. Первый – рационально-универсальный метод – предполагает нахождение оптимального варианта решения проблемы на основе учета всех факторов.Третий этап – реализация политического решения. Здесь важно добиться поддержки принятых решений и средств их осуществления со стороны населения. Для этого необходим политический маркетинг.
52. Политическая экспертиза: политическая аналитика и прогностика.
Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в конкретной области. Экспертом в области политики может выступать ученый политолог, практический политик, журналист, пишущий по проблемам политики, а также специалист в иных областях, если речь идет о политике в соответствующих сферах. Основными видами политологической экспертизы являются политологический анализ и политологический прогноз. В политологическом анализе, исследуя реальный политический процесс, конкретные политические феномены исследователь отвечает на вопросы: «Что?», «Почему?», «Каковы последствия?»Во-первых, он описывает структуру политического явления (состав действующих субъектов политического процесса; характер отношений между ними, соотношение их интересов, ресурсов;Во-вторых, политолог исследует причинно-следст-венные связи, факторы влияющие на протекание событий, предпосылки тех или иных явлений политического характера, мотивы. В-третьих, в политологическом анализе исследуются реальные и возможные последствия действий политических субъектов, соизмеряются цели и полученные результаты, выявляется отношение к ним разных участников политического процесса.Прогнозирование представляет собой определение на основе характеристики и тенденций в изменении объекта в настоящем его состояния в будущем. Политическое прогнозирование имеет дело с объектами, изменения которых трудно просчитываемо, ибо в них и на них действует множество факторов. Причем участники политических процессов обладают свободой воли, то есть они неоднозначно реагируют на внешние обстоятельства, подвержены действию не только рациональных, но и иррациональных мотивов. Политические прогнозы бывают двух видов: поисковые и нормативные. В поисковом прогнозе предсказывается состояние объекта через какой-то временной интервал. Например, поддержка населением какого-либо политического лидера через год, два, три. При нормативном прогнозе делается вывод о времени и условиях наступления того или иного события, состояния объекта, принимаемого как цель. Например, делается вывод, что успех на выборах в государственную думу КПРФ возможен только на выборах 2008 года в случае отсутствия значительного улучшения социально-экономической ситуации в российском обществе и при существенном изменении идеологии и содержания пропаганды партии.
Прогнозы делятся также по сроку упреждения (промежутку времени на который рассчитан прогноз): - оперативный (сроком до 1 мес.); краткосрочный (сроком от 1мес. до 1 г.); среднесрочный (от 1 г. до 5 лет); долгосрочный (от 5 до 15 лет); дальнесрочный (свыше 15 лет).