Политический маркетинг и политическое манипулирование.

По мере все более широкого проникновениястиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики СМИ преобретают характер рекламных (условиях рыночной экономики).

Вообще, маркетинг в экономике – эфера деятельности, связанняа с продажей и продвидением товаров на рынке. Постепенно он распространился как специфическая деятельность на политику. В качестве «фирмы» может выступать партия, а в качестве «товара» - кандидат, которого надо «упаковать в нужную обертку» (привлекательную, красивую): одежда, манеры, прическа, публичные действия, биография; «успешно продать» избирателям, т.е. получить необходимое для победы количтсво голосов.

В последние годы успешно развивается целое направление рекламного бизнеса – имидж-мейкинг, в котором нанимаемые за большие деньги профессионалы диктуют необходимые претендентам форму одежды, манеры поведения, содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу после победы на выборах.

За искустно изготовленной смеси блестящей рекламной упавкой избирателю трудно различить истиные качества кандидата.

Манипулирование – это скрытое управление сознанием и поведением граждан с целью принудить их к действиям или бездействию в интересах манипулятора, вопреки собственным интересам. При этом создается иллюзия свободного выбора.

Обычные технологии манипулирования основываются на внедрении в сознание людей социально-политических мифов, т.е. иллюзорных идей, которые утверждают определенные ценности и воспринимаются как правило на веру без критического осмысления.

Существуют различные способы манипулирования:

1) Грубые

a. Распространение лжи и клеветы

b. Прямая подтасовка фактов

c. Замалчивание неугодной информации

2) Но большинство способов тонкие (рафинированные), завуалированные, рассчитанные на людей с достаточно высоким уровнем образования и опытом.:

a. Полуправда (подробно излагаются малозначимые детали и общеизвестная информация, а на фоне это умалчиваются или подаются под нужным углом более важные факты)

b. Показ непривлекательного ракурса политического противника

c. Монтаж заснятых кадров

d. Спираль умалчивания (с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции и ее победе; это заставляет людей придерживающихся иной точки зрения из-за опасения оказаться в изоляции или и-за опасения санкций умалчивать о своем истинном мнении и позиции либо изменить его).

e. Наклеивание ярлыков (для отторжения или компорметирования лиц дается неблаговидное определение – «корупционер», «наркоман», «фашист», «националист» и т.д.)

f. Лингвистическое, языковое манипулирование (предполагает использование для обозначения одних и тех же явлений слова, имеющие иной оттенок – человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного государства различные СМИ в зависимости от политических пристрастий могут назвать борцом за свободу, партизаном, сепаратистом, террористом, боевиком)

g. Способы неоднократного повторения нужной информации

h. Нарушение хроники событий

i. 25й кадр

j. Черный пиар

k. Использование авторитетного мнения знаменитостей

l. !!Популизм – подстраивание под интересыпростых людей

Особенно успешно и, с другой стороны, опасно манипулирование по отношению к ной информации, к новым политическим реалиям, общественное мнение по которому еще не установлено

Манипулирование широко используют не только авторитарные и тоталитарные режимы, но также и демократические (особенно в партийной пропаганде во время избирательных кампаний).

Возможности манипулирования огромны, но не безграничны.

Среди факторов, которые препятствуют манипулированию:

1. Плюрализм СМИ

2. Контроль общества за СМИ

3. Знания с собственный опыт людей

4. Существование неконтролируемых властью систем коммуникации (семья, друщья, знакомые)

СМИ в Республике Беларусь

В РБ действует закон о СМИ.

Согласно Конституции и этому закону каждый человек имеет право на получение достоверной информации.

Контроль за информационным пространством возлагается на министерство информации.

В РБ зарегистрировано около 1300 периодических изданий (примерно пополам газет и журналов, а 2/3 из них – частные).

На телевидении зарегистрировано более 160 программ радиовещания, из которых 130 государственные; и 81 телепрограмма.

Основные типы СМИ:

· СМИ учредителями которых являются органы государственной власти и управления (СБ, Рэспубліка, Звязда, Народная газета)

· СМИ организаций и структур гражданского общества (Знамя юности, Чырвоная змена)

· Альтернативные СМИ, финансируемые частными структурами (Народная воля, Белгазета, Беларусь и рынок)

· СМИ коммерческого характера (Народный доктор, Отдыхай, частные тел- и радиоканалы)

· СМИ неполитических структур, имеющие узкую специализацию (бюллетени, научные специздания)

· СМИ Союзного государства Беларуси и России (приложение Союз к СБ, журнал Союзное государство, портал Союзное государство)

Лк.15. Политические конфликты и кризисы

1) Политичсекий конфликт: понятие, сущность и роль в политке

2) Источники и типы конфликтов

3) Пути и способы урегулирования политических конфликтов

4) Политический крисиз: понятие, виды

5) Война как форма социального конфликта

Наши рекомендации