Политические технологии и политический маркетинг.
Политическая технология представляет собой способ (совокупность способов) решения политической проблемы, достижения желаемой цели в сфере политики. Например, политолог-прикладник может порекомендовать политические технологии разрешения или наоборот создания конфликта между определенными социальными группами, государствами, стабилизации или наоборот – дестабилизации ситуации в той или иной стране.
Совокупность политических технологий, связанных с подготовкой общественного мнения к воплощению определенных политических решений и обеспечению победы на выборах тех или иных кандидатов, партий, называется политическим маркетингом.
В данном случае политика рассматривается по аналогии с экономикой как политический рынок. Если экономический рынок есть средство согласования интересов потребителей и производителей, то политический рынок выступает как механизм координации и сотрудничества различных сил, позволяющий достичь согласия относительно общезначимых ценностей и идеалов, актуальных в конкретный период для большинства населения. Эта нецентрализованная координация достигается в рамках согласования спроса и предложения. В качестве «продавцов» выступают политические лидеры, элиты, партии, движения, предлагающие свой специфический товар (политические программы, обещания, личные качества кандидатов). «Покупателями» являются граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений, которые в обмен на свои голоса (поддержку) получают ожидаемые услуги.
Если экономический маркетинг представляет собой совокупность теорий и приемов, обеспечивающих сбыт товара на рынке, то политический маркетинг – это совокупность приемов, нацеленных, на «сбыт» политического товара – кандидата, той или иной идеи, цели, программы.
Политический маркетинг – это совокупность технологий политических кампаний, нацеленных на получение массовой поддержки населения в достижении определенных целей.
Среди разновидностей политических кампаний можно выделить:
- принятие основополагающих нормативно-правовых актов (так в 1993 году было обеспечено одобрение населением новой Конституции России);
- изменение структуры властных органов;
- перераспределение властных полномочий (в конце 80-х годов прошлого века велась масштабная кампания по дискредитации КПСС с целью лишения ее властных полномочий, в начале 90-х годов была организована компания по передаче значительной части властных полномочий от парламента президенту);
- формирование органов власти, включая выборы;
- формирование национальной идеи;
- реформирование общественной системы и т.д.
В каждом отдельном случае необходимо выявлять возможные реакции населения на те или иные решения, определять средства и методы создания поддержки населением действий властей.
Политический менеджмент.
С точки зрения определения понятия, политический менеджмент - это один из способов осуществления управленческих функций в политике. А разница между такими институтами, как политический менеджмент и политическое управление, состоит в следующем: методы политического менеджмента, в отличие от государственного, не предполагают использования средств государственного принуждения. Таким образом, субъект менеджмента не может опираться на право легитимного принуждения и не имеет возможности создавать нормы, носящие общеобязательный характер. Политической целью субъекта управления является изменение политической ситуации в стране.
Функции политического менеджмента:
· работа на укрепление авторитета политического либо государственного деятеля;
· увеличение количества сторонников определенной политической программы;
· влияние на электоральные взгляды населения;
· работа над привлекательностью образа политической партии либо общественной организации;
· создание политических блоков и союзов;
· воздействие на противников, с которыми субъект политического менеджмента находится в конфликте, а также на лиц, имеющих право принимать государственные решения.
При этом объект, на который направлено воздействие, является полностью свободным в своем волеизъявлении, он не обязан симпатизировать или, наоборот, относиться негативно к субъекту управления.
52. Геополитика и ее основные понятия.
Термин «геополитика» достаточно часто применяется в политической риторике, однако не всеми осознается, что стоит за этим понятием (какие источники, модели, кодексы). Понятие «геополитика» впервые применил шведский ученый Рудольф Челлен (1864-1922 гг.). Он исходил из того, что государство это географический, пространственный феномен.
Поэтому, с его точки зрения, геополитика это наука об отношении земли и политических процессов. В основе этой системы знаний лежит политическая география. Значение этого фактора очень емко сформулировал другой классик геополитики Н. Спикмен: «География самый фундаментальный фактор внешней политики государства потому, что этот фактор самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимыми».
Таким образом, геополитика – это научная дисциплина, объясняющая политику с точки зрения географических факторов: характер границ (сухопутные, морские), обеспеченности природными ресурсами (можно объяснить характер внешнеполитической ориентации страны), островного или сухопутного расположения страны, климат, рельеф местности (особенности социальной политики, таможенной, характер открытости страны) и др. При этом географические факторы изучаются в единстве с историческими, политическими и другими, оказывающими наибольшее влияние на стратегический потенциал государства.