Политические технологии и политический маркетинг

В задачу прикладной политологии входит разработка и рекомендация политических технологий. Политическая технология представляет собой способ (совокупность способов) решения политической проблемы, достижения желаемой цели в сфере политики. Например, политолог-прикладник может порекомендовать политические технологии разрешения или наоборот создания конфликта между определенными социальными группами, государствами, стабилизации или наоборот – дестабилизации ситуации в той или иной стране. Так, аналитические органы ЦРУ разработали план действий (совокупность технологий) по свержению президента С. Альенде в Чили в 1973 году. Определенную совокупность технологий представляла собой и «революция роз» в Грузии, в ходе которой был устранен от власти Э. Шеварнадзе.

Совокупность политических технологий, связанных с подготовкой общественного мнения к воплощению определенных политических решений и обеспечению победы на выборах тех или иных кандидатов, партий, называется политическим маркетингом.

В данном случае политика рассматривается по аналогии с экономикой как политический рынок. Если экономический рынок есть средство согласования интересов потребителей и производителей, то политический рынок выступает как механизм координации и сотрудничества различных сил, позволяющий достичь согласия относительно общезначимых ценностей и идеалов, актуальных в конкретный период для большинства населения. Эта нецентрализованная координация достигается в рамках согласования спроса и предложения. В качестве «продавцов» выступают политические лидеры, элиты, партии, движения, предлагающие свой специфический товар (политические программы, обещания, личные качества кандидатов). «Покупателями» являются граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений, которые в обмен на свои голоса (поддержку) получают ожидаемые услуги.

Если экономический маркетинг представляет собой совокупность теорий и приемов, обеспечивающих сбыт товара на рынке, то политический маркетинг – это совокупность приемов, нацеленных, на «сбыт» политического товара – кандидата, той или иной идеи, цели, программы.

Политический маркетинг – это совокупность технологий политических кампаний, нацеленных на получение массовой поддержки населения в достижении определенных целей.

Среди разновидностей политических кампаний можно выделить: принятие основополагающих нормативно-правовых актов (так в 1993 году было обеспечено одобрение населением новой Конституции России); изменение структуры властных органов; перераспределение властных полномочий (в конце 80-х годов прошлого века велась масштабная кампания по дискредитации КПСС с целью лишения ее властных полномочий, в начале 90-х годов была организована компания по передаче значительной части властных полномочий от парламента президенту): формирование органов власти, включая выборы; формирование национальной идеи; реформирование общественной системы и т.д.

В каждом отдельном случае необходимо выявлять возможные реакции населения на те или иные решения, определять средства и методы создания поддержки населением действий властей.

Маркетинг политической кампании включает в себя ряд стадий. На первой стадии проводится изучение конъюнктуры на политическом рынке:

- выявляются настроения и ожидания различных групп населения;

- определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы.

На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:

- ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;

- просчитываются вероятные результаты;

- выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.

На третьей стадии происходит продвижение «товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок, сопровождаемое политической пропагандой, смысл которой заключается в формировании позитивного и устойчивого интереса к целям кампании.

Одним из видов политического маркетинга является избирательный маркетинг. Его назначением является оказание помощи политическим партиям и кандидатам при разработке и проведении эффективной избирательной кампании. Как отмечаю специалисты, на сегодняшний день «куда чаще предрешает доступ к средствам массовой информации, чем численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область технологий… В наши дни можно иметь любое мнение и открыто выражать его, но если оно не транслируется СМИ, то его общественное значение будет бесконечно малым, А поскольку членство в массовых партиях не гарантирует участия в политическом процессе, политическая активность большинства граждан сведена к просмотру телепрограмм» .

Содержанием избирательного маркетинга является:

- изучение конъюнктуры политического рынка в рамках избирательного округа, определение степени соответствия качеств избираемого объединения (партии, блока) или кандидата ожиданиям избирателей, что предполагает анализ результатов прошлых выборов;

- выявление проблем, представляющих повышенный интерес для населения, выявление образа «идеального кандидата», существующего в общественном сознании, основных идей кампании;

- сегментация групп избирателей со специфическими интересами с целью нахождения особых средств воздействия на них;

- разработка плана рекламной кампании и ее осуществление (проведение теледебатов, личное общение кандидатов с избирателями, рассылка по почте листовок, писем, приглашений, расклеивание плакатов, мониторинг предвыборной ситуации и т.п.);

- контроль над ситуацией на избирательных участках, сбор копий протоколов участковых избирательных комиссий, самостоятельный подсчет голосов;

- подведение итогов выборов и др.

На выборах используется и широкий спектр грязных технологий: подкуп избирателей, угрозы в адрес кандидатов и членов избирательных комиссий, распространение ложной информации, дискредитирующей оппонентов, выставление в качестве кандидатов однофамильцев оппонента (что дезориентирует избирателей и снижает долю голосов, отданных за соперника), расклеивание листовок с призывами голосовать за оппонента, от имени лиц, общение с которыми дискредитирует оппонента, фальсификация результатов выборов (вбрасывание в урну для голосования дополнительных бюллетеней, неправильный подсчет голосов и т.п.).

Наши рекомендации