Эмпирические методы и приемы исследования, используемые в политологии.
Метод – всегда совокупность мыслительных приемов. Позволяющих раскрыть сущность изучаемых явлений.
В зависимости от конкретной цели исследования политологи выбирают различные подходы и приемы анализа, которых довольно много. Среди них институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный, сис-гемный, функциональный, бихевиористский и другие подходы. Рассмотрим их подробнее.
Институциональный подход. Политика – это с-ма взаимодействующих друг с другом институтов, подобная производственной линии. Эффективность политики зависит не от сознания и деятельности людей. А от правильного набора соответствующих институтов, ч.т.д.
Сравнительный подход. Как следует из самого названия, он направлен на сравнительный анализ политических систем разных стран, а|также структурных элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.
Наибольшее развитие сравнительный подход получил после второй мировой войны. В этот период особую актуальность приобрели ответы на вопросы: возможно ли предотвратить возникновение в будущем тоталитарных режимов, подобных фашизму? Почему фашизм возобладал не во всех странах? Как рассматривать и оценивать политический режим со всеми характеристиками тоталитаризма, установившийся в СССР? Задачи решения данных вопросов дали мощный импульс развитию сравнительного подхода как одного из приемов в анализе политических систем. Сравнительный подход является достаточно продуктивным в выявлении условий стабильности политических систем, причин их трансформации.
Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии. Достоинство исторического подхода заключается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обстановки, в которой они возникают и развиваются. Исторический подход позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории явления (например, войны и революции).
Исследователи, придерживающиеся исторического подхода, имеют возможность обобщать современный и исторический опыт развития политических систем. Анализ различных этапов в движении политических процессов позволяет выявить закономерности в их развитии. Кроме того, ретроспективный анализ политической системы дает основание для развития прогностической функции политологии.
Социологический подход широко используется в анализе политической системы общества. С его помощью выясняется зависимость политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества.
Нормативно-ценностный подход. Политика – регулирование отношений на основе определенных норм (правовых. этических) и ценностей, общепринятых в данном социуме. Следовательно, главное в поилитике – установление соответствующих норм и ценностей.
Системный подход сравнительно недавно освоен политологией (50—60-е годы нашего столетия). Однако он уже дал положительные результаты. В соответствии сданным подходом политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Политическая система общества, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе системо-образующее отношение (ядро) — политическую власть. Во-вторых, она характеризуется многофункциональностью. В-третьих, политическая система находится в постоянном взаимодействии с общественной окружающей средой, со всеми системами общества. Сторонники системного подхода исходят из того, что политической системе принадлежит в обществе верховенствующее значение.
Функциональный подход. Политика- деятельность. Представляющая собой совокупность необходимых ф-ций по управлению обществом. Кто их выполняет (монарх или парламент). Как они выполняются (демократически или авторитарно) – неважно. Главное. чтобы ф-ции эффективно реализовывались в процессе регулирования общественных отношений.
Бихевиористский подход. Политика – определенный тип поведения людей. Обусловленный множеством факторов (природных, социальных. психологических), изучение которых и является предметом политологии. Так, власть определяется как вожачество. Присущее всем стадным животным.
Антропологический подход. В отличие от социологического, который базируется на обосновании политики социальными явлениями, антропологический подход отдает предпочтение природе человека в обосновании политических процессов. Задачу такого подхода его сторонники видят в изучении воздействия окружающей общественной среды и рациональной деятельности людей на политическую систему общества, а также необходимости воздействия на нее биологических, инстинктивных и других проявлений мотивов поведения людей.
56. Раскройте содержание тезиса: народ есть одновременно и субъект, и объект политической власти. При каких условиях этот тезис является истинным?
Объект-это всегда человек как личность или объединение людей в организации. И он активно реагирует на субъекты власти, становясь в свою очередь субъектом властного общения. Помимо этого обстоятельства, также следует иметь в виду условность разделения на субъект-объект в системе вертикального расположения органов власти.
Казалось бы, все ясно: субъект — это те, кто властвует, а объект — те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, елжиком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, исполнительным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Суть представительной демократии хорошо выражена в «Декларации независимости США», где «отцы-основатели» Американской республики записали: «Мы считаем самоочевидным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых».
Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти.
Разумеется, в обществах с недемократическими политическими режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии «народ» можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.
Субъект и объект политической власти — это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое — ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).