Тема 3. Теоретические и эмпирические методы исследования. Зависимость методов исследования от его цели и задач. Эксперимент как специфический метод сбора

Цель: Сформировать у обучающихся знания, связанные с теоретическими и эмпирическими методами исследования.

Задачи обучения:

· ознакомление студентов с теоретическими и эмпирическими методами исследования;

· формирование коммуникативных навыков путем приобретения умений формулировать вопросы и давать ответы на них, умений работы в коллективе и малых группах.

Основные вопросы темы:

1.Теоретические методы исследования. Виды теоретических методов исследования.

2.Эмпирические методы исследования. Виды эмпирических методов исследования.

3.Метод исследования: Эксперимент.

Методы обучения и преподавания: семинар, работа в малых группах, дискуссия

Литература:

· Мягкова Л.И., Храленко Н.И. Методология научного познания. СПб, 1994.

· Научный метод и методологическое сознание. Свердловск, 1986.

· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г.

· Ахутин А. В. Эксперимент и природа. СПб.: Наука, 2012. - 660 с. - (сер."Слово о сущем" Т. 93).

Контроль (вопросы):

1. Теоретические методы исследования. Основные виды теоретических методов исследования.

2. Эмпирические методы исследования.Основные виды эмпирических методов исследования.

3. Рассказать про научный метод исследования – эксперимент.

4. Виды экспериментов. Рассказать на примере.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Научные методы исследования.

Уровни научного познания


Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.

Эмпирический уровень познания включает в себя:

- наблюдение явлений,

- накопление и отбор фактов

- установление связей между ними.

Эмпирический уровень - это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов.

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается:

- внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений

- их взаимодействие и обусловленность.

Для получения теоретических знаний используются свои методы.

Общие методы научного познания


Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

· методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Методы эмпирического исследования:

· наблюдение,

· сравнение,

· измерение,

· эксперимент

· материальное моделирование

Модели эксперимента

Существует несколько моделей эксперимента:

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать.

Виды экспериментов

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментов.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Наши рекомендации