Методы педагогического исследования. По уровню исследования эмпирические теоретические математические изучают педагогический опыт

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

По уровню исследования
эмпирические теоретические математические
изучают педагогический опыт служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу служат для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Выявление количественных характеристик изучаемых явлений служат для получения информации о количественных признаках объектов, организмов или событий
По этапам проведения научного исследования
организационные методы методы сбора данных методы обработки данных интерпретационные методы
Используются на начальном этапе педагогического исследования, позволяют изучить исходное состояние объекта исследования. Применяются на собственно-экспериментальном этапе исследования, максимальное разнообразие методов. Необходимы на аналитическом этапе исследования для выявления закономерностей, уровня изменений, замера результатов исследования. Различные виды аналитической деятельности помогающие сделать теоретические и практические выводы по результатам проведенного исследования.
           

Методы педагогического исследования

(по этапам проведения научного исследования)

1. Методы организации исследования Организационные методы определяют общую стратегию исследования - комплексный (изучение педагогического объекта как системы); - сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения); - лонгитюдный(выявление изменений в течение длительного времени).
2. Методы сбора данных Эти методы направлены на изучение педагогического опыта - выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; - педагогическое наблюдение; - самонаблюдение, самоанализ; - беседа; - интервьюирование; - анкетирование; - педагогический анализ ситуаций и фактов; - педагогический консилиум (групповой экспертный анализ)как обсуждение и принятие коллективного решения; - экспертные оценки; - анализ педагогической документации; - анализ и оценка результатов учебной деятельности(выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); - педагогическое тестирование(контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям); - педагогический эксперимент; - сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным); - праксиметрические методы(хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).
3. Методы обработки данных - математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); - качественные(теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).
4. Методы интерпретации и оценки данных - теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции); - сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями); - каузальный(констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений); - структурный (выявление структурных элементов); - системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций); - генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций); - факторный (определение факторов, их роли и влияний); - апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

Наши рекомендации