Общенаучные методы и приемы исследования: эмпирические, теория познания, общелогические и приемы исследования

Общенаучные методы и приемы исследования не имеют общепринятой классификации. Выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и общелогический. Рассмотрим подробнее:

Методы эмпирического исследования

1) Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (представление, восприятие). В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение - это не просто пассивное созерцание изучаемых предметов. Научное наблюдение носит деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их «поведением».

Наблюдение объектов непосредственным и опосредованным образом различными приборами (телескоп, фотокамера и т.д.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, наличие системы методов и приемов, объективность. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов и т.д. В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те, которые подтверждают, либо опровергают его идею.

Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений.

2) Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующие изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Т.о., в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. Эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых, как искусственное, человеком организованное действие.

Всякий научный эксперимент направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем наблюдение) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования; б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях; г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде», т.е. варьирование условий эксперимента; д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: а) построение и планирование; б) контроль; в) интерпретация результатов. Структура эксперимента: а) экспериментаторы; б) объект эксперимента; в) система приборов и др. научное оборудование; г) методика проведения; д) гипотеза, которая подлежит опровержению или подтверждению.

Приборы - своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно. Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от функций эксперименты делятся на: исследовательские (косвенные), проверочные, воспроизводящие и т.п.

История науки показала, что научное открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники.

В любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.

Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент, т.е. теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций (оперирует ученый концептуальными образами).

3) Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство и различие объектов, т.е. их тождество и различие, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс.

Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть - выявление общего и особенного в познании различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

4) Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта с помощью различных систем обозначения;

5) Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств, с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.

Методы теоретического познания.

1) Формализация - отражение содержательного знания в знаково-символическом виде (для точного выражения мыслей). Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка, служит основой для процессов алгоритмизации и программирования. Главное состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Формализация есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Все более углубляющаяся формализация содержания знания никогда не достигает абсолютной полноты, т.к. никогда не прекращается развитие предмета познания и знаний о нем.

2) Аксиологический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы, из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода из аксиом формулируются специальные правила вывода. Следовательно, доказательство в этом методе - это некоторая последовательность формул, каждая из которых либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.

«Хороший метод классификации или преподавания» - говорил французский физик Луи де Брюйль.

3) Гипотетика - дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах (выведение заключений из гипотез, истинное знание, которое неизвестно).

Разновидностью этого метода можно считать математическую гипотезу, где в качестве гипотез выступают уравнения, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний.

Является способом построения и обоснования научного открытия, т.к. показывает, каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.

4) Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета (восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному). Движение от единичного к общему. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному - движение от отдельных общих абстракций к их единству, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.

Общелогические методы и приемы исследования.

1) Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез - их объединение в единое ограниченное целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза - совершенно новое образование, знание.

а) анализ не должен упускать качества предмета;

б) разновидность анализа - разделение классов предметов на
подклассы;

в) анализ и синтез диалектически взаимосвязаны.

2) Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. В результате этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия.

3) Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета. Тесно связан с абстрагированием. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного (отражение сходства и различия).

4) Идеализация - мысленная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществляемых в действительности. Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

5) Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимодополняющие ходы мысли.

6) Индуктивные методы установления причинных связей - индукции каноны (правила индуктивного исследования Бэкона - Милля):

а) метод единственного сходства - если наблюдаемые случаи какого-
либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно, оно
и есть причина данного явления;

б) метод естественного различия, если случай при явлении наступает
или нет, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а
все другие тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина
данного явления;

в) объединенный метод сходства и различия - образуется как
подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного
сходства, применением к нему метода единственного различия: это
комбинация первых двух методов;

г) метод сопутствующих изменений - если изменение одного
обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое
обстоятельство есть причина второго. При этом остальные
предшествующие остаются неизменными.

д) метод остатков: если известно, что причиной исследуемого
явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то
это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина единого явления.

7) Аналогия при выводе по аналогии знания, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения являются правдоподобными, пример, когда на сходстве двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

8) Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования - метода исследования объектов на их моделях.

9) Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций
в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств
элементов;

б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как
особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

в) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе.

10) Структурно-функциональный метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга.

11) Вероятно-статические методы - основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это позволяет вскрыть необходимость, которая пробивается через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредуют взаимопереход философского и частнонаучного знания. Эти методы применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки и специфики познания природных, социальных и духовных явлений.

Наши рекомендации