Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии

Для любой общественной науки, особенно молодой, нахо­дящейся в стадии становления, большое значение имеет комплекс методов, подходов и приемов анализа, которыми она пользуется. В значительной мере этот комплекс определяется той реальностью, которую политология изучает, — политической сферой общества: ее структурой, выполняемыми ею функциями, взаимодействием ее элементов, характером саморазвития и само­регулирования, взаимосвязью политической сферы с другими общественными сферами.

Каждое исследование в политологии предполагает определенную цель, и каждый исследователь выбирает наиболее эффективный путь (метод) достижения этой цели. Например, ставятся задачи изучить достоинства и недостатки политической системы того или иного государства. Очевидно, что наиболее высокий на­учный результат можно получить посредством сравнения данной политической системы с другими, используя известный в политологии метод, который называется сравнительным анализом.

Другой пример. Некоторые политологи исходят из верхо­венства в политической системе институциональной подсисте­мы. Они рассматривают политические институты как первоос­нову развития всей политической системы. Соответственно в их исследованиях будет использован институциональный подход.

В зависимости от конкретной цели исследования политологи выбирают различные подходы и приемы анализа, которых до­вольно много. Среди них институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный, сис­темный, функциональный, бихевиористский и другие подходы. Рассмотрим их подробнее.

Институциональный подход ориентированна изучение поли­тических институтов: государства, его органов, правительствен­ных программ и других средств регулирования политической де­ятельности, политических партий и иных общественных органи­заций. Этот подход был наиболее распространен до начала XX в. Однако и в настоящее время он используется достаточно плодо­творно, позволяя создать целостное представление о том, как институциональная подсистема воздействует на функциониро­вание политической системы в целом.

Сравнительный подход. Как следует из самого названия, он направлен на сравнительный анализ политических систем раз­ных стран, а также структурных элементов этих систем: парла­ментов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.

Наибольшее развитие сравнительный подход получил после второй мировой войны. В этот период особую актуальность при­обрели ответы на вопросы: возможно ли предотвратить возник­новение в будущем тоталитарных режимов, подобных фашиз­му? Почему фашизм возобладал не во всех странах? Как рассматривать и оценивать политический режим со всеми ха­рактеристиками тоталитаризма, установившийся в СССР? За­дачи решения данных вопросов дали мощный импульс разви­тию сравнительного подхода как одного из приемов в анализе политических систем. Сравнительный подход является достаточ­но продуктивным в выявлении условий стабильности по­литических систем, причин их трансформации.

Исторический подход основан на изучении политических яв­лений в их развитии. Достоинство исторического подхода зак­лючается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обста­новки, в которой они возникают и развиваются. Исторический подход позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории явления (например, войны и революции).

Исследователи, придерживающиеся исторического подхода, имеют возможность обобщать современный и исторический опыт развития политических систем. Анализ различных этапов в дви­жении политических процессов позволяет выявить законо­мерности в их развитии. Кроме того, ретроспективный анализ политической системы дает основание для развития прогно­стической функции политологии.

Социологический подход широко используется в анализе по­литической системы общества. С его помощью выясняется зави­симость политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отно­шений, от идеологии и политической культуры общества.

Нормативно-ценностный подход. Главная цель основанного на таком подходе исследования — выяснение значения для обще­ства тех или иных политических процессов, их роли в повыше­нии благосостояния общества, в реализации свободы и спра­ведливости. Такой подход преследует цель обосновать форму оптимального политического устройства общества и обосновать средства ее достижения. Нередко политологи, использующие нормативно-ценностный подход в качестве оптимальной моде­ли устройства политической системы общества, рассматривают в качестве такой модели американскую демократию с характер­ным для нее разделением властей. При этом политическое раз­витие всех других политических систем рассматривается как дви­жение к данному идеалу. В частности, такая точка зрения отра­жена в трудах 3. Бжезинского.

Системный подход сравнительно недавно освоен политологией (50—60-е годы нашего столетия). Однако он уже дал поло­жительные результаты. В соответствии сданным подходом поли­тическая система рассматривается в своей организации как цело­стная и саморегулирующаяся. Политическая система общества, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе системообразующее отношение (ядро) — политическую власть. Во-вто­рых, она характеризуется многофункциональностью. В-третьих, политическая система находится в постоянном взаимодействии с общественной окружающей средой, со всеми системами об­щества. Сторонники системного подхода исходят из того, что политической системе принадлежит в обществе верховенствую­щее значение.

Функциональный подход. Если упомянутый системный подход связан с анализом политической системы, находящейся в со­стоянии относительной стабильности, целостности, равновесия, то при функциональном подходе анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе дости­гать самосохранения и приспособления к окружающей обще­ственной среде. Выясняется, что определенная функциональная связь существует между политическими явлениями и социаль­но-экономическими процессами. С помощью данного метода исследуется, например, зависимость между типом политичес­кого режима и уровнем благосостояния общества. С позиций дан­ного подхода рассматриваются также механизмы, обеспечиваю­щие стабильность и самосохраняемость самой политической си­стемы. Доказывается, что каждый элемент политической систе­мы общества наделен функцией обеспечения (в границах его возможностей) стабильности политической жизни общества.

Функционально-структурный анализ исходит из рассмотре­ния политической системы общества в качестве целостной сис­темы с взаимосвязанными элементами. Каждый элемент поли­тической системы выполняет определенные функции, обеспе­чивая ее сбалансированность. Этот метод отражает один из прин­ципов системного подхода.

Бихевиористский подход (от англ. behavior — поведение). По мнению специалистов, данный подход произвел в политологии революцию. Впервые его научное обоснование еще в 1880 г. дал Вудро Вильсон — один из американских президентов. По его мнению, в основе бихевиористского подхода как приема поли­тологического анализа должны лежать следующие положения:

• преобладающими побуждениями в политическом поведе­нии людей являются психологические мотивы. Они могут иметь социальное обоснование, но могут иметь и личност­ную, индивидуальную природу;

• групповые и индивидуальные действия людей так или иначе связаны с поведением отдельных личностей;

• в политологии могут использоваться результаты исследо­ваний других наук, так как поведение людей является сход­ным в различных ситуациях и в различных общественных системах;

• существенную часть политических явлений и процессов можно измерить количественно. Это позволяет широко ис­пользовать статистические показатели, итоги анкети­рования, математические методы.

Антропологический подход. В отличие от социологического, ко­торый базируется на обосновании политики социальными явле­ниями, антропологический подход отдает предпочтение при­роде человека в обосновании политических процессов. Задачу такого подхода его сторонники видят в изучении воздействия окружающей общественной среды и рациональной деятельнос­ти людей на политическую систему общества, а также необходи­мости воздействия на нее биологических, инстинктивных и дру­гих проявлений мотивов поведения людей.

Наши рекомендации