Раскройте взаимосвязь и взаимодействие между элементами политической культуры. Какие факторы и условия способны изменить характер взаимодействия между ними? Дайте аргументированный ответ.
Политическая культура — неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей.
Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия — «политический опыт», «политическое сознание» и «политическое поведение» — составляют основные структурные элементы политической культуры. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Первым базисным элементом политической культуры является смысловой, знаково-символический. С этих позиций политическая культура предстает как совокупность текстов и символов, при помощи которых осуществляются коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей, концепций, смыслов и ценностей.
С помощью языка осуществляются формирование, функционирование и передача политической информации. Язык — это средство объективирования идей, концепций, идеологических конструкций. Любые политические убеждения, ценности, нормы и идеалы формируются в рамках того словаря, которым оперируют группы, стремящиеся к власти или обладающие ею. Специалисты в области политической культуры считают, что выбор словаря и синтаксиса — это в определенной мере политический акт, который определяет восприятие фактов политической жизни. В каждом словаре содержатся мировоззренческие конструкции, система убеждений и ценностей.
Составной частью политического языка является язык жестов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, демонстративный уход в знак протеста с политических мероприятий и т. д.
Язык жестов в значительной мере может быть отнесен к политической символике. Символ — это особого рода знак, в котором в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого. Политический символ выступает концентрированно зримым выражением основной идеи того или иного политического явления. В политической жизни общества политическая символика участвует в самых разнообразных формах. К основной и наиболее распространенной форме политической символики относится национально-государственная символика: флаги, гербы, гимны и т. д. С помощью этих символов осуществляется самоидентификация нации. Эти символы призваны объединить граждан вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. В национально-государственной символике отражаются единство и характер нации, ее желания и цели так, как их представляет правящая элита. Однако если эти символы на протяжении длительного периода были приняты всем обществом, то можно сказать, что национально-государственная символика — это объективизированная форма существования общественного идеала.
В политической символике значительная доля принадлежит скульптурно-архитектурным формам объективации: дворцам, правительственным зданиям, площадям, статуям и иным памятникам. Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Политические идеи и концепции дают идейный материал для политических субъектов, который наряду с жизненным опытом служит основой для их сознания, политической рефлексии. Политические убеждения и верования — это субъективно-личностное отношение индивида к политическим объектам. Убеждения и верования — это единство знаний, эмоций и воли. Именно поэтому в убеждениях и верованиях содержится то, чем руководствуются люди в своей деятельности и отношениях. Политические убеждения и верования выступают непосредственным мотивом политических действий и поступков. Убеждение в несправедливости существовавших эксплуататорских порядков в России начала XX века и вера в возможность установления новых справедливых порядков, «светлого будущего» толкнули миллионы российских граждан на участие в социалистической революции. Доверие к тому или иному лидеру партии служит мотивом для их поддержки в период избирательного процесса и т. д.
Однако политическая символика, идеи и концепции, убеждения и верования опираются на определенную ценностно-нормативную систему. Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система. Понятием «ценность» характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться, свойства того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Основой социального порядка, в том числе и политического порядка, являются базовые социальные ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые общество выработало в течение своего социально-политического развития. Это определенные представления о добре и зле, цели и смысле жизни, провозглашающие ценность жизни, здоровья, личной безопасности, благополучия семьи и т. д.
Социокультурные ценности непосредственно входят в политическую жизнь и в этом смысле являются также и политическими Ценностями. Вместе с тем социокультурные ценности играют также роль содержательной основы для формирования собственно политических ценностей. Политические ценности образуются при соотнесении субъектами деятельности самой деятельности и ее результатов с общими ценностями, признаваемыми всеми участниками политической жизни: свободы, равенства, справедливости и т. д.
В различных ценностных системах в качестве политических Ценностей могут выступать: а) ценности корпоративизма (коллективизма, «соборности», приоритета государственных интересов над личными, социального равенства, взаимопомощи и т. д.); б) ценности индивидуализма (уважения к личности как таковой, автономия личности от государства, приоритет личностных интересов над государственными, формальное равенство всех граждан и т. д.); в) ценности демократии (право голоса, свобода получения и распространения информации, свобода совести, партий, организаций и т. д.); г) ценности патриотизма (любовь к Родине и самоотверженное служение ей, национальный суверенитет и т. д.). Эти ценностные системы могут находиться в противоречивых отношениях друг с другом, взаимоисключать друг друга. Как, например, системы корпоративизма и индивидуализма, а могут включать одна другую. Ценности демократии и патриотизма могут быть реализованы в политических системах базирующихся как на ценностях корпоративизма, так и индивидуализма. Возможно рассмотрение еще множества различных политических ценностных систем.
На базе определенных систем политических ценностей формируются ценностные установки. Политические ценностные установки представляют собой предрасположенность субъекта политического действия к заранее определенному отношению к данному объекту: лидеру, событию, факту и т. д. Ценностные установки ориентируют индивида, социальные группы в политической ситуации, направляют и стимулируют его деятельность. Они выступают важнейшим мотивирующим фактором политического поведения, в том числе формируя и цели деятельности этого субъекта.
Цели политической деятельности по шкале социального времени могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, конечные. Для выделения из многообразных целей — конечных употребляется понятие «идеал». Политические идеалы как конечная цель всей политической деятельности субъекта являются самой целью всей политической деятельности, насквозь пронизывают всю эту деятельность и сводят все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении политического идеала политический субъект видит весь смысл своей деятельности, а иногда и всей жизни. Политическим идеалом может выступать идея создания мировой державы, доминирующей во всей системе международных отношений или построения общества всеобщего равенства и благоденствия. Политические идеалы могут носить и более приземленный характер. Например, таким идеалом может быть создание политической системы, в которой бы правовое государство находилось в гармонии с развитым гражданским обществом. Такой идеал поселился в умах многих российских граждан после распада СССР и краха социалистической системы.
Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде определенной социальной нормы. Социальные нормы — это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствие с объективными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются правилами поведения людей в обществе, т.е. определяют то, каким должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Исполнение и предписание социальных норм обеспечиваются различными формами принуждения. В политическую культуру того или иного сообщества входят как нормы, связанные с выражением интересов общества в целом, так и нормы, отражающие интересы конкретных классов и групп, организаций и т. д.
Существует множество видов социальных норм. Исторически первыми являются нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку и таким образом регламентируют поведение людей. Обычай — это одобренный обществом, классом, группой массовый образец поведения. «Поступай так, как поступают другие» — основное правило обычая. Обычай — это поведенческий стереотип, привычка. В случае действия обычая человек поступает особо не размышляя, автоматически. И в этом случае нет необходимости в особых механизмах принуждения, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования.
Политическая жизнь общества в значительной мере основывается на механизме обычаев. В ней преобладают стандартизованные и схематизированные типы взаимодействия власти, индивида и общества. В политических обычаях объективизированы определенные идеи, ценности, социальные установления.
С обычаем тесно связаны традиции. Традиции — это исторически сложившиеся элементы культурного наследия, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение значительного времени. Традиция базируется на обычае. Однако между этими формами объективации культуры наряду с общими моментами существуют и различия. Обычай характеризует одобренный и общепринятый способ поведения «здесь и сейчас». Это одномоментный, горизонтальный срез культуры. Традиция — это обычай во времени, вертикальный срез культуры, механизм передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных ценностей, норм и форм. Традиция — это как бы лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения общества. Традиция обеспечивает преемственность в общественном развитии.
Политические традиции существуют в многообразных формах. Наиболее крупными социальными формами традиций являются политические ритуалы и политические институты. Ритуалы — это совокупность символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, Ценности и нормы, и вызывающие определенные коллективные чувства. Сила ритуалов — в их эмоционально-психологическом воздействии на людей. Ритуалы совершаются, как правило, в особозначимых для общества событиях жизни.
На основе же политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется политическое сознание – еще один элемент структуры полит. культуры. Т.е. полит. опыт субъективирует (присваивает) через социализацию и инкультурацию полит. сознание, а оно в свою очередь объективирует (опредмечивает) через полит. поведение полит. процесс и полит. опыт.