Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партий.

Политическая партия – специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев определенной идеологии и ведущая борьбу за хавоевание полит. власти или, как минимум, за участие в осуществлении гос. власти.

Политические партии в современном их понимании возникли сравнительно недавно. Однако само понятие «партия» в значении группа лиц, борющихся за власть, вероятно, известно человечеству так же давно, как и понятие «власть». Данный термин был известен уже в Древнем мире. Аристотель упоминает о парти­ях жителей горы, равнины и прибрежной полосы. Им обозна­чались группы политиков, входящих в ближайшее окружение вождя (партия Цезаря, Суллы и др.). Это же понятие употреб­лялось при характеристике группы людей, управляющих го­сударством.

Последующие исторические эпохи также давали примеры политических групп типа партий. Например, в средневековой Европе возникали многочисленные враждующие группы
придворных. В Италии вели борьбу партии гвельфов (сторонни­ки Папы Римского) и гибеллинов (сторонники короля). Аристократические коалиции в позднем средневековье скла­дывались в зависимости от религиозных предпочтений (пури­тане, англикане).

Большую роль в партогенезе, то есть в процессе возникно­вения и развития партий, сыграли события конца XVII—нача­ла XVIII в. Это, как известно, был период становления в За­падной Европе и США буржуазных государств. На историчес­кой сцене появляется «третье сословие», происходит ограни­чение абсолютной монархии, в результате усложняется поли­тическая система многих государств. Затем введение всеобщего избирательного права (XIX в.) резко повышает роль системы представительной власти. Сложилась ситуация, при которой обретение и сохранение политической власти требовало мас­совой поддержки. Другими словами, история сформировала политическую среду, в которой с необходимостью стали воз­никать политические партии.

Внутренняя структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое. В свою очередь, представлено штабом партии и функционерами.

Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партий. - student2.ru Штаб партии- это лидеры партии, ее наиболее авторитетные и опытные деятели, идеологи, мозговой центр. Это небольшая группа (партийная элита), определяющая общий полит. курс, конкретные цели и средства их достижения, разрабатывающая программу партии.

Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партий. - student2.ru Функционеры – это партийные активисты. Работающие на всех уровнях, как в центральных, так и в местных органах партии. Они являются организаторами работы всех звеньев партии и проводниками ее полит. линии.

Рядовые члены, как правило, работают в первичных организациях. Они действуют в соответствии с полит. курсом партии, выполняют задания партийного руководства. Все партии стремятся к увелечению числа своих членов. Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партий. - student2.ru Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партий. - student2.ru

1) Электорат (не разделяя идеологию партии, голосуют за нее)

2) Сочувствующие (считают партию социально необходимой, часто те, кто финансируют, считают так или иначе необходимой)

24. Основные типы избирательных систем. Дайте их краткую характеристику, приводя примеры стран, в которых они используются. К какому типу относится избирательная система Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.

Избирательная система – совокупность правил. Приемов. Процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование представительных органов власти.

В современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены два основных типа: мажоритарная система и пропорциональная система.

Мажоритарная избирательная система – система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того. Какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50% + 1 голос), систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос, и квалифицированное большинство.

Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии и др. странах.

Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов власти через партийное представительство, в которой места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Пропорциональная система имеет две разновидности:

4. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах своей страны (например, Федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются.

5. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения.

6. Пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием (сам избиратель устанавливает приоритетный список).

Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и др. странах.

В ряде стран действуют смешанные избирательные системы. Т.е. системы. Которые по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Суть смешанной избирательной системы заключается в том. Что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая же часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы, позволяет представить наиболее широкий слой политических партий и, следовательно, наиболее полно выразить политическую волю населения Нередко смешение этих систем происходит таким образом, что одна из палат парла­мента избирается по мажоритарной избирательной системе, другая — по пропорциональной.

В Российской Федерации при выборе депутатов в Государст­венную думу действует смешанная избирательная система, пред­ставляющая собой комбинацию мажоритарной и пропорциональ­ной систем. В Государственную Думу избирается 450 депутатов. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) изби­рается в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства. Единая норма предста­вительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, про­живающих на территории Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Вторая половина (225 депутатов) в соответствии с пропорциональной системой избира­ются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в де­путаты, выдвинутые партиями, избирательными объединениями, избирательными блоками. В Российской Федерации законом о вы­борах депутатов Государственной Думы установлен порог для про­хождения партий или избирательных объединений в ее состав 5 % от принявших участие в голосовании избирателей. Федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 % голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании по федеральному избира­тельному округу, к участию в распределении депутатских манда­тов по федеральному округу не допускаются.

Практическая реализация смешанной избирательной систе­мы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня: соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по дан­ному избирательному округу, другим — за политическую партию, объединение.

Можно сказать, что в Российской Федерации действует самая демократическая и прогрессивная система, призванная формиро­вать эффективные и стабильные органы власти, но в реальной дей­ствительности она такого призвания не выполняет потому, что в со­ответствии с Конституцией Российской Федерации Государствен­ная Дума не имеет права формировать и контролировать действия правительства. Правительство формирует Президент и Председа­тель Совета Министров. Дума же имеет право утверждать или не утверждать Председателя Совета Министров, которого ей пред­ставляет Президент. В результате Председатель Совета Министров и весь состав правительства чаще всего формируется без учета мне­ния большинства Государственной Думы, точнее, в своих действиях он не опирается на большинство. Для Российской Федерации на протяжении всех 90-х годов была характерна парадоксальная ситу­ация, что парламентское большинство находилось в оппозиции к правительству. Когда же парламентское большинство не формиру­ет правительство, тогда оно и не отвечает за его работу. А значит, оно принимает такой бюджет и такие законы, которые могут расхо­диться с представлениями правительства. Пример Российской Фе­дерации наглядно показывает, как хорошо задуманный закон о вы­борах в парламенте может давать противоположные, негативные результаты, поскольку положительное действие этого закона бло­кируется нормами конституции страны и другими законодательны­ми актами. В настоящее время политическая элита страны осознала это противоречие и прилагает усилия для изменения соответствую­щих норм Конституции РФ.

Наши рекомендации