Взаимодействие политической и экономической власти. Верно ли утверждение, что политическая власть оказывает значительное воздействие на экономическое развитие страны? Дайте аргументированный ответ.

По­литическая власть является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство, деньги. В отличие от по­литической экономическая власть как бы сторонится всякой внеш­ней атрибутики, не выставляет себя напоказ, однако в значитель­ной мере обусловливает поведение людей на политической сце­не.

Когда говорят о полит. власти, то имеют в виду конкретные полит. институты: парламент. Президентскую власть, совет министров. Верховный суд и т.д.. то есть целый аппарат реализации полит. власти.

Эконом. же власть не есть нечто формализованное, представленное соответствующими институтами. Это власть богатства. Капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые полит. решения, на гос-венную политику в целом. Для наиболее прибыльного использования капитала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие полит. посты) воздействуют на правительство, добиваются льгот, воздействуют на законотворческий процесс.

В странах со свободной рыночной экономикой одним из весьма распространенных путей реализации эконом. Власти является организация представителями крупного бизнеса (посредством финансирования избирательных кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их интересах. Вклады крупного бизнеса в избирательные кампании рассматриваются как инвестиции в получение прав на управление правительством. Особенно активен крупный бизнес, представляющий такие высокоприбыльные хозяйственные сферы, как добыча и переработка энергоносителей (недавняя история США).

Как правило, экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков. А они, в свою очередь, делают немало для процветания капитала.

Финансирование избирательных кампаний – один из путей превращения экономической власти в политическую. Другой путь – переход бизнесменов в полит. сферу. а политиков – в коммерческие структуры.

Роль политической системы общества в развитии экономической сферы

Воздействие политической системы на экономическую мо­жет быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их.

Первое обстоятельство отражает необходимость государ­ственного «присутствия» в экономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловой активности не представляет интереса для частного предпринимательства из-за весьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибы­ли, либо велик риск не получить ее (или получить, но в отда­ленном будущем). Вместе с тем без этих отраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в це­лом. Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производст­венной и социальной инфраструктуры. Это услуги, удовлетво­ряющие общественные нужды: система водоснабжения, город­ской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройство городов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательства организация системы подготов­ки научных кадров, строительство школ и больниц для мало­имущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаменталь­ные научные исследования осуществляются при существенной поддержке государства. Перефразируя известное суждение К. Маркса в отношении роли акционерной формы собственнос­ти для строительства железных дорог, можно с полной уверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающих­ся открытий в области космонавтики, атомной энергетики, здра­воохранения и т.д., если бы не было государственного содей­ствия развитию производственной и социальной инфраструктур. За многие годы взаимодействия экономической и полити­ческой систем достаточно четко определились границы между той частью хозяйственной сферы, где господствует частное предпринимательство, и той ее частью, развитие которой мо­жет осуществляться практически только усилиями и средствами государства.

Второе обстоятельство. К.ак показывает мировой опыт, рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения при­были в ущерб развитию экономической системы в целом и от­дельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договоров о высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели), о квотах, предназна­ченных для продажи товаров; стремление реализовать продук­цию низкого качества; попытки затормозить внедрение в про­изводство передовых достижений науки и техники (иногда это бывает выгодно товаропроизводителям); производство продук­ции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей сре­де, и многое другое.

Для предотвращения такого рода явлений исключительную важность обретает соответствующая государственная политика, принятие системы законов, проведение специальных мероприя­тий, способствующих развитию честной (добросовестной) конку­ренции, и др. В частности, практически во всех странах с рыноч­ной экономикой существует антимонопольное законодательство, предусматривающее серьезные санкции в случае его нарушения. Проводятся государственные мероприятия по охране окружаю­щей среды. Государственная политика включает меры по стиму­лированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса и ряд других, которые направляются на обеспечение динамичес­кой стабильности.

Третье обстоятельство, делающее необходимым проведение государственной политики в экономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своего развития человече­ство в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. В экономической теории данное явление обо­значается понятием «редкость ресурсов». Данное обстоятельство делает необ­ходимым государственное вмешательство в распределение на­званных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной фун­кцией политической системы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поиске наиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтов политической системы общества, в частности института исполнительной власти.

В решении проблем, связанных с ограниченностью ресурсов, современные государства в значительной мере опираются на выводы науки, получившей широкое признание в мире, — «Экономикс» (Экономическая теория). К рыночной экономике относятся те вопросы, на которые дает ответы дан­ная наука (Что и как производить? Кто и для кого будет произ­водить? и др.).

Четвертое обстоятельство, делающее необходимым поли­тическое воздействие на экономическую систему общества, обу­словлено тем, что рыночная экономика, будучи в своей основе самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от со­вершенства в части обеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может разрешить многие противоре­чия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.), подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для об­щества ценой, жестоко и беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д. Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько лет назад. Именно благодаря го­сударственной экономической политике человечество больше не испытало столь глубокого экономического потрясения, которое оно пережило в 1929—1933 гг.

Задачи государства и, следовательно, проводимой им по­литики различны. Иногда надо стимулировать длительный эко­номический рост, иногда его важно несколько сдержать. Необ­ходимые при этом средства также различны. Все зависит от кон­кретной ситуации и конкретных задач. Поэтому неудивитель­но, что большинство современных демократических государств в разные периоды в своей экономической политике реализуют разные мероприятия и опираются при этом на практические рекомендации самых разных теоретических школ.

И наконец, пятым обстоятельством, отражающим объек­тивную необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества, является возникновение и развитие в современных демократических го­сударствах гражданского общества, представляющего собой че­ловеческую общность, которую составляют негосударственные структуры (объединения, ассоциации, союзы, центры, обще­ственные движения, клубы, фонды и др.), образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организа­ций гражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованы негосударственными (промышленны­ми, торговыми, финансовыми и др.) предприятиями и ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти орга­низации предприятий, содействовать укреплению их экономи­ческих позиций на внутреннем и внешнем рынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др. Осу­ществляя эти цели, гражданское общество, существующее ав­тономно от государства, вынуждено обращаться к нему с тре­бованиями, просьбами, пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы.

Наши рекомендации