Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партий.
Политическая партия – специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев определенной идеологии и ведущая борьбу за хавоевание полит. власти или, как минимум, за участие в осуществлении гос. власти.
Политические партии в современном их понимании возникли сравнительно недавно. Однако само понятие «партия» в значении группа лиц, борющихся за власть, вероятно, известно человечеству так же давно, как и понятие «власть». Данный термин был известен уже в Древнем мире. Аристотель упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной полосы. Им обозначались группы политиков, входящих в ближайшее окружение вождя (партия Цезаря, Суллы и др.). Это же понятие употреблялось при характеристике группы людей, управляющих государством.
Последующие исторические эпохи также давали примеры политических групп типа партий. Например, в средневековой Европе возникали многочисленные враждующие группы
придворных. В Италии вели борьбу партии гвельфов (сторонники Папы Римского) и гибеллинов (сторонники короля). Аристократические коалиции в позднем средневековье складывались в зависимости от религиозных предпочтений (пуритане, англикане).
Большую роль в партогенезе, то есть в процессе возникновения и развития партий, сыграли события конца XVII—начала XVIII в. Это, как известно, был период становления в Западной Европе и США буржуазных государств. На исторической сцене появляется «третье сословие», происходит ограничение абсолютной монархии, в результате усложняется политическая система многих государств. Затем введение всеобщего избирательного права (XIX в.) резко повышает роль системы представительной власти. Сложилась ситуация, при которой обретение и сохранение политической власти требовало массовой поддержки. Другими словами, история сформировала политическую среду, в которой с необходимостью стали возникать политические партии.
Внутренняя структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое. В свою очередь, представлено штабом партии и функционерами.
Штаб партии- это лидеры партии, ее наиболее авторитетные и опытные деятели, идеологи, мозговой центр. Это небольшая группа (партийная элита), определяющая общий полит. курс, конкретные цели и средства их достижения, разрабатывающая программу партии.
Функционеры – это партийные активисты. Работающие на всех уровнях, как в центральных, так и в местных органах партии. Они являются организаторами работы всех звеньев партии и проводниками ее полит. линии.
Рядовые члены, как правило, работают в первичных организациях. Они действуют в соответствии с полит. курсом партии, выполняют задания партийного руководства. Все партии стремятся к увелечению числа своих членов.
1) Электорат (не разделяя идеологию партии, голосуют за нее)
2) Сочувствующие (считают партию социально необходимой, часто те, кто финансируют, считают так или иначе необходимой)
24. Основные типы избирательных систем. Дайте их краткую характеристику, приводя примеры стран, в которых они используются. К какому типу относится избирательная система Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.
Избирательная система – совокупность правил. Приемов. Процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование представительных органов власти.
В современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены два основных типа: мажоритарная система и пропорциональная система.
Мажоритарная избирательная система – система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того. Какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50% + 1 голос), систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос, и квалифицированное большинство.
Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии и др. странах.
Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов власти через партийное представительство, в которой места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Пропорциональная система имеет две разновидности:
4. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах своей страны (например, Федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются.
5. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения.
6. Пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием (сам избиратель устанавливает приоритетный список).
Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и др. странах.
В ряде стран действуют смешанные избирательные системы. Т.е. системы. Которые по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Суть смешанной избирательной системы заключается в том. Что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая же часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы, позволяет представить наиболее широкий слой политических партий и, следовательно, наиболее полно выразить политическую волю населения Нередко смешение этих систем происходит таким образом, что одна из палат парламента избирается по мажоритарной избирательной системе, другая — по пропорциональной.
В Российской Федерации при выборе депутатов в Государственную думу действует смешанная избирательная система, представляющая собой комбинацию мажоритарной и пропорциональной систем. В Государственную Думу избирается 450 депутатов. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) избирается в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Вторая половина (225 депутатов) в соответствии с пропорциональной системой избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями, избирательными объединениями, избирательными блоками. В Российской Федерации законом о выборах депутатов Государственной Думы установлен порог для прохождения партий или избирательных объединений в ее состав 5 % от принявших участие в голосовании избирателей. Федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному округу не допускаются.
Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня: соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим — за политическую партию, объединение.
Можно сказать, что в Российской Федерации действует самая демократическая и прогрессивная система, призванная формировать эффективные и стабильные органы власти, но в реальной действительности она такого призвания не выполняет потому, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума не имеет права формировать и контролировать действия правительства. Правительство формирует Президент и Председатель Совета Министров. Дума же имеет право утверждать или не утверждать Председателя Совета Министров, которого ей представляет Президент. В результате Председатель Совета Министров и весь состав правительства чаще всего формируется без учета мнения большинства Государственной Думы, точнее, в своих действиях он не опирается на большинство. Для Российской Федерации на протяжении всех 90-х годов была характерна парадоксальная ситуация, что парламентское большинство находилось в оппозиции к правительству. Когда же парламентское большинство не формирует правительство, тогда оно и не отвечает за его работу. А значит, оно принимает такой бюджет и такие законы, которые могут расходиться с представлениями правительства. Пример Российской Федерации наглядно показывает, как хорошо задуманный закон о выборах в парламенте может давать противоположные, негативные результаты, поскольку положительное действие этого закона блокируется нормами конституции страны и другими законодательными актами. В настоящее время политическая элита страны осознала это противоречие и прилагает усилия для изменения соответствующих норм Конституции РФ.