Раскройте взаимосвязь и взаимодействие между элементами политической культуры. Какие факторы и условия способны изменить характер взаимодействия между ними? Дайте аргументированный ответ.

Политическая культура — неотъемлемая составная часть об­щенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых соци­альных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздей­ствие на формирование политического сознания людей и в конеч­ном счете выражается в их политических ориентациях и уста­новках, которые, в свою очередь, определяют политическое по­ведение людей.

Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных по­нятия — «политический опыт», «политическое сознание» и «политическое поведение» — составляют основные структурные элементы политической культуры. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Первым базисным элементом политиче­ской культуры является смысловой, знаково-символический. С этих позиций политическая культура предстает как совокупность текстов и символов, при помощи которых осуществляются коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей, концепций, смыслов и ценностей.

С помощью языка осуществляются формирование, функцио­нирование и передача политической информации. Язык — это средство объективирования идей, концепций, идеологических кон­струкций. Любые политические убеждения, ценности, нормы и иде­алы формируются в рамках того словаря, которым оперируют группы, стремящиеся к власти или обладающие ею. Специалисты в области политической культуры считают, что выбор словаря и синтаксиса — это в определенной мере политический акт, который определяет восприятие фактов политической жизни. В каждом сло­варе содержатся мировоззренческие конструкции, система убеж­дений и ценностей.

Составной частью политического языка является язык жес­тов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариан­тах, демонстративный уход в знак протеста с политических меро­приятий и т. д.

Язык жестов в значительной мере может быть отнесен к по­литической символике. Символ — это особого рода знак, в котором в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого. Политический символ выступает концентрированно зримым выра­жением основной идеи того или иного политического явления. В по­литической жизни общества политическая символика участвует в самых разнообразных формах. К основной и наиболее распростра­ненной форме политической символики относится национально-государственная символика: флаги, гербы, гимны и т. д. С помощью этих символов осуществляется самоидентификация нации. Эти символы призваны объединить граждан вокруг какой-то масштаб­ной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. В национально-государственной символике отражаются единство и характер нации, ее желания и цели так, как их представляет правя­щая элита. Однако если эти символы на протяжении длительного периода были приняты всем обществом, то можно сказать, что наци­онально-государственная символика — это объективизированная форма существования общественного идеала.

В политической символике значительная доля принадлежит скульптурно-архитектурным формам объективации: дворцам, правительственным зданиям, площадям, статуям и иным памятникам. Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Полити­ческие идеи и концепции дают идейный материал для политических субъектов, который наряду с жизненным опытом служит основой для их сознания, политической рефлексии. Политические убеждения и верования — это субъективно-личностное отношение индиви­да к политическим объектам. Убеждения и верования — это единст­во знаний, эмоций и воли. Именно поэтому в убеждениях и веровани­ях содержится то, чем руководствуются люди в своей деятельности и отношениях. Политические убеждения и верования выступают не­посредственным мотивом политических действий и поступков. Убеждение в несправедливости существовавших эксплуататорских порядков в России начала XX века и вера в возможность установле­ния новых справедливых порядков, «светлого будущего» толкнули миллионы российских граждан на участие в социалистической рево­люции. Доверие к тому или иному лидеру партии служит мотивом для их поддержки в период избирательного процесса и т. д.

Однако политическая символика, идеи и концепции, убежде­ния и верования опираются на определенную ценностно-норматив­ную систему. Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система. Понятием «ценность» характеризуется соци­ально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально-одобряемые и разделяемые большинством людей пред­ставления о целях, к достижению которых следует стремиться, свой­ства того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Основой социального порядка, в том числе и политического порядка, являются базовые социальные ценности, входящие в цен­ностную систему данного общества, которые общество выработало в течение своего социально-политического развития. Это определен­ные представления о добре и зле, цели и смысле жизни, провозгла­шающие ценность жизни, здоровья, личной безопасности, благопо­лучия семьи и т. д.

Социокультурные ценности непосредственно входят в поли­тическую жизнь и в этом смысле являются также и политическими Ценностями. Вместе с тем социокультурные ценности играют также роль содержательной основы для формирования собственно поли­тических ценностей. Политические ценности образуются при соот­несении субъектами деятельности самой деятельности и ее резуль­татов с общими ценностями, признаваемыми всеми участниками по­литической жизни: свободы, равенства, справедливости и т. д.

В различных ценностных системах в качестве политических Ценностей могут выступать: а) ценности корпоративизма (коллективизма, «соборности», приоритета государственных интересов над личными, социального равенства, взаимопомощи и т. д.); б) ценности индивидуализма (уважения к личности как таковой, автономия личности от государства, приоритет личностных интересов над государственными, формальное равенство всех граждан и т. д.); в) ценности демократии (право голоса, свобода получения и распространения информации, свобода совести, партий, организаций и т. д.); г) ценности патриотизма (любовь к Родине и самоотверженное служение ей, на­циональный суверенитет и т. д.). Эти ценностные системы могут на­ходиться в противоречивых отношениях друг с другом, взаимоисключать друг друга. Как, например, системы корпоративизма и ин­дивидуализма, а могут включать одна другую. Ценности демократии и патриотизма могут быть реализованы в политических системах ба­зирующихся как на ценностях корпоративизма, так и индивидуа­лизма. Возможно рассмотрение еще множества различных полити­ческих ценностных систем.

На базе определенных систем политических ценностей фор­мируются ценностные установки. Политические ценностные уста­новки представляют собой предрасположенность субъекта полити­ческого действия к заранее определенному отношению к данному объекту: лидеру, событию, факту и т. д. Ценностные установки ори­ентируют индивида, социальные группы в политической ситуации, направляют и стимулируют его деятельность. Они выступают важ­нейшим мотивирующим фактором политического поведения, в том числе формируя и цели деятельности этого субъекта.

Цели политической деятельности по шкале социального вре­мени могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, ко­нечные. Для выделения из многообразных целей — конечных упо­требляется понятие «идеал». Политические идеалы как конечная цель всей политической деятельности субъекта являются самой це­лью всей политической деятельности, насквозь пронизывают всю эту деятельность и сводят все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении политического идеала по­литический субъект видит весь смысл своей деятельности, а иногда и всей жизни. Политическим идеалом может выступать идея созда­ния мировой державы, доминирующей во всей системе междуна­родных отношений или построения общества всеобщего равенства и благоденствия. Политические идеалы могут носить и более призем­ленный характер. Например, таким идеалом может быть создание политической системы, в которой бы правовое государство находи­лось в гармонии с развитым гражданским обществом. Такой идеал поселился в умах многих российских граждан после распада СССР и краха социалистической системы.

Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде оп­ределенной социальной нормы. Социальные нормы — это истори­чески обусловленные общественным бытием требования к деятель­ности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и обще­ственных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствие с объектив­ными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в цен­ностях, присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются правилами поведения людей в обществе, т.е. определяют то, каким должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Исполнение и предписа­ние социальных норм обеспечиваются различными формами принуждения. В политическую культуру того или иного сообщества входят как нормы, связанные с выражением интересов общества в целом, так и нормы, отражающие интересы конкретных классов и групп, организаций и т. д.

Существует множество видов социальных норм. Исторически первыми являются нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку и таким образом регламентируют поведение людей. Обычай — это одобренный обществом, классом, группой массовый образец поведения. «Поступай так, как поступают другие» — основ­ное правило обычая. Обычай — это поведенческий стереотип, при­вычка. В случае действия обычая человек поступает особо не раз­мышляя, автоматически. И в этом случае нет необходимости в осо­бых механизмах принуждения, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования.

Политическая жизнь общества в значительной мере основы­вается на механизме обычаев. В ней преобладают стандартизован­ные и схематизированные типы взаимодействия власти, индивида и общества. В политических обычаях объективизированы определен­ные идеи, ценности, социальные установления.

С обычаем тесно связаны традиции. Традиции — это истори­чески сложившиеся элементы культурного наследия, сохраняющие­ся в определенном сообществе в течение значительного времени. Традиция базируется на обычае. Однако между этими формами объ­ективации культуры наряду с общими моментами существуют и различия. Обычай характеризует одобренный и общепринятый спо­соб поведения «здесь и сейчас». Это одномоментный, горизонтальный срез культуры. Традиция — это обычай во времени, вертикаль­ный срез культуры, механизм передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных ценностей, норм и форм. Традиция — это как бы лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения общества. Традиция обеспечивает преемственность в общественном развитии.

Политические традиции существуют в многообразных фор­мах. Наиболее крупными социальными формами традиций являются политические ритуалы и политические институты. Ритуалы — это совокупность символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, Ценности и нормы, и вызывающие определенные коллективные чув­ства. Сила ритуалов — в их эмоционально-психологическом воздей­ствии на людей. Ритуалы совершаются, как правило, в особозначимых для общества событиях жизни.

На основе же политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется политическое сознание – еще один элемент структуры полит. культуры. Т.е. полит. опыт субъективирует (присваивает) через социализацию и инкультурацию полит. сознание, а оно в свою очередь объективирует (опредмечивает) через полит. поведение полит. процесс и полит. опыт.

Наши рекомендации